Брак семья наследование в римском праве

Брачно-семейное и наследственное право. В раннем римском праве брак в значительной степени обусловлен началами родового быта и священных законов

В раннем римском праве брак в значительной степени обусловлен началами родового быта и священных законов. В Древнем Риме известны три формы заключения брака:

брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под власть мужа,

брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа,

брак sine manu без власти мужа.

Римская семья, как ее рисуют Законы XII таблиц, была семьей строго патриархальной. Только римский гражданин мог основать римскую семью. Агнатическая семья все подчиняются домовладыке (paterfamilias): жена, сыновья, их жены (при браке cum manu), потомство подвластных сыновей. В этой семье только домовладыка полностью правоспособное лицо. При агнатическом родстве степени родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявшим данное лицо от домовладыки. При определении степени родства по боковой линии определялось количество рождений, отделяющего одного и другого лица от их общего домовладыки (братья были агнатами второй степени, дядя и племянник агнаты третьей степени).

Когнатическое родство, в отличие от агнатитческого административного, было кровным родством. Агнаты могли одновременно быть и когнатами, например, домовладыка и его дети. Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и сын, выделившийся из семьи (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с тем правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство было несомненно более прогрессивным по сравнению с родством когнатическим, в котором был пережиток родовых отношений.

Согласно нормам наследственного права первыми к наследованию призывались дети. Если их не было внуки, наследники второй очереди. В третью очередь наследовали братья наследователя, его дядья и племянники. Если и их не было, претор предоставлял право наследования наследникам четвертой степени всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала последующую.

Особенностью римского права являются нормы, ограничивающие свободу завещательных распоряжений. Ими введен принцип обязательной доли наследования, сохранившийся до наших дней: ближайший родственник умершего, если его обошли наследством, имел право на одну четвертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Само завещание подлежало составлению в письменной форме и удостоверению свидетелей.

Римская семья и формы родства Виды брака. Конкубинат Правовое положение супругов

Римская семья и формы родства. 3

Правовое положение супругов. .7

Правовые отношения детей и родителей. ..11

Узаконение и усыновление. Опека и попечительство. .14

Заключение. 16

Список использованной литературы.

Современное правовая доктрина под брачно-семейными правотношениями понимает общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, а также из усыновления, опеки, попечительства, принятия ребенка в приемную семью, которые регулируются соответствующими нормами права.

Рим начинает свою историю в области семейного права с моногамной семьи , основой которой является власть главы семьи - paterfamilas (отца семейства, домовладыки). В состав римской семьи кроме отца семейства входили жена , подчинённая мужьей власти, его дети, подчинённые отцовской власти . В древнейшее время власть отца семейства над женой и детьми мало чем отличалась от его прав на раба . Отличие состояло лишь в том , что после смерти домовладыки право собственности на раба переходило к наследнику, а семейная власть изменялась. Поскольку в период Ранней Республики в Риме под отцовской властью находились не только сыновья, но и жёны сыновей, состоящие в браке cum manu ( сущность данного брака см. ниже ) , а также внуки и правнуки домовладыки , то после его смерти внуки переходили под власть своего отца , жёны сыновей под власть своих мужей , а над вдовами устанавливалась опека сыновей . Таким образом , сыновья сами становились носителями полной правоспособности и вокруг них начинал складываться такой же круг отношений в семье., основанных на уже непосредственно их отцовской власти .

Именно модель такой семьи была первоначально оформлена Римским семейным законодательством

Римский юрист Модестин определял брак как «единение мужа и жены и объединение всего в их жизни, соединение по божественному и человеческому праву» 1 .

Состояние в браках cum manu и sine manu порождало различное их правовое положение .Рассматривая характер личных отношений супругов необходимо отметить, что в браке cum manu жена была под властью своего мужа, либо отца семейства мужа . В браке sine manu жена оставалась под покровительством своего отца семейства, однако главенство её мужа в семье сказывалось и при этой форме брака . Здесь жена получала имя и сословное положение мужа, местожительства мужа являлось обязательным для неё . Прелюбодеяния жены могли караться саморасправой мужа . Характеризуя имущественные отношения , необходимо отметить , что в браке cum manu всё имущество жены поступало в собственность мужа, сливалось нераздельно с имуществом , принадлежащим ему до брака . Даже в случае прекращения брак а имущество, принесённое женой, не возвращалось ей . Она могла получить лишь долю наследства при смерти мужа .

Для того, чтобы римский брак мог юридически существовать, надо, чтобы все время были в наличии те условия, без которых брак не мог бы быть заключен. Отпадение какого-либо из этих условий было и основанием прекращения брака. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался:

Отношения между матерью и детьми глубоко различны, в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu с отцом детей. Мать, состоящая в браке cum manu, юридически связана с детьми и вместе с ними подчинена власти своего мужа (или его домовладыки, если муж состоит под отцовской властью), на равных с детьми началах она наследует после мужа, взаимное право наследования соединяет ее, в качестве агнатки детей с теми из них, которые вышли из под власти мужа. В качестве агнатов ее сыновья осуществляют над нею опеку после смерти мужа. Связь матери с детьми в браке - наиболее тесная после связи домовладыки со своими подвластными.

6. Узаконение и усыновление. Опека и попечительство

Правовое регулирование семейно-брачных отношений в древнем Риме достигло весьма высокого уровня по сравнению с иными правопорядками данной эпохи. Это выражается в наличии институтов семейного права, объединяющих в себе множество норм, регулирующих данные правоотношения.

Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1997.

Новицкий И.Б. Римское частное право. М., 1994.

Омельчекно О.А. Основы римского права. М., 1994.

Хутыз М.З. Римское частное право. М., 1995.

Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. М., 1991.

1 Черниловский З.Е. Лекции по римскому частному праву. М., 1991. С. 43.

Формирование духовного и физического совершенства семьи, ее укрепление, получение семейного счастья, используя различные формы туристкой.

Родство является фундаментальной символической ценностью в системе евразийского социокультурного синтеза. Исторические формации евразийского.

Семья это разновозрастной коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования. Ребенок испытывает влияние.

Е это выражение от каторжан. Бежавшие с каторги люди, попадая без документов в руки полиции и желая скрыть свое прошлое, все, как.

Бухгалтерские документы, экономическое и правовое их значение. Сроки хранения документов

Обзор основных направлений инвестиционной деятельности. Правовое положение иностранных инвестиций в России

Дубинской Л. Б. (семья из 4-х человек), Метлиной О. Н. (семья из 4-х человек), Ситницкого В. Б. (семья из 4-х человек), жителей г.

При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.

Социальные отношения в Римском государстве

Римская республика территориально и демографически многократно увеличилась, однако полными гражданскими правами обладали только римляне, даже латиняне и италики были неполноправны, а жители завоеванных стран провинций стояли в правовом отношении еще ниже: они обязаны были платить трибутум, содержать войска, предоставляя треть своего жилища, третью часть продовольствия и т.д. (терции). Не соответствовали мировому характеру Римского государства военная организация, включавшая только римлян, и система управления, остававшаяся, по сути, городской.

Социальные отношения в Римском государстве не исчерпываются противостоянием патрициев и плебеев или борьбой рабов и рабовладельцев. Конечно, основным делением было деление на свободных и несвободных, но и те, и другие включали в себя множество различных социальных групп. Свободные делились на квиринов, или квиритов, то есть обладавших римским гражданством, латинов, перегринов и вольноотпущенников. Квирины обладали правом собственности на землю, гражданской и имущественной правоспособностью, правом заключения сделок (ius commercii), правом вступления в законный брак (ius connubii), правом голоса в народных собраниях (ius suffragii) и правом занимать должности (ius honorum).

Латины считались союзниками, составляли союзные войска и могли пользоваться отдельными из перечисленных прав, кроме ius honorum, в порядке личной привилегии за заслуги перед республикой.

Перегрины, или иностранцы, с точки зрения римского права были бесправны. Чтобы интегрироваться в римское общество, они вынуждены были отдаваться под покровительство квиринов и превращались в клиентов. Практиковалось фиктивное манципирование перегрина под власть римлянина с обещанием последующей эмансипации. Вольноотпущенники, хотя и считались римскими гражданами, пользовались их правами далеко не в полном объеме, нередко ограничиваясь лишь ius commercii.

Несвободные (servus), или рабы, также не были однородными. Из них выделялись детитиции, то есть те, кто были взяты в плен с оружием в руках. Положение их было наихудшим. Источниками рабства были плен, долги и рождение в неволе. За долги практиковалась самопродажа римлян или продажа членов семьи. Продажа совершалась публично, устанавливался срок 60 дней для удовлетворения кредитора, предписывалось трехкратное выведение на форум для продажи в рабство.

Помпеи, цветущий и социально порочный город Римского государства.

Только в 326 году до нашей эры долговое рабство было отменено. Рабы участвовали в отправлении религиозных культов, в празднествах, существовали праздничные дни, когда рабы вели себя как равные господам. Существовали обычаи отпуска рабов на волю по завещанию, виндиктой и по цензу. В период империи рабы стали сажаться на землю, получая пекулий, стали превращаться в колонов, пользовавшихся землей, имевших дом, личное имущество, порой даже семью. Но в целом раб считался «животным, наделенным даром речи» и мог подлежать купле-продаже как res mancipi. Право вступать в брак (ius connubii) и, стало быть, создавать семью являлось исходным правом римского гражданина. Брачные союзы всех прочих социальных групп считались всего лишь сожительством. Наличие ius connubii определяло статус наследников: при ius connubii дети наследовали состояние отца, при его отсутствии дети наследовали состояние матери, например, если отец был свободным, а мать рабыней, с которой невозможен брак, то сын становился рабом, если отец был римским гражданином, а мать латинкой, имеющей право вступать в брак, то ребенок от этого союза получал римское гражданство.

Основой римского брака являлось владение землей в составе ager publicus, которая не облагалась налогом, передавалась безвозмездно, не подлежала купле продаже и могла наследоваться детьми. Во главе семьи стоял отец (pater familiae), наделенный огромной властью, он мог убивать детей до трех лет, а при наличии отклонений и старше мог продавать их, даже позднее высвобождение старших сыновей из-под власти отца совершалось в форме фиктивной продажи. Отец вправе был судить мать, но совместно с родственниками. Мать (mater familiae) считалась подвластной отцу, хотя отец мог доверить ей вести хозяйство дома. Различались две формы брака cum mano и sine manu. В первом случае заключение брака сопровождалось наличием свидетелей, весовщика с весами, совершением ритуала манципации (прикосновения рукой). Во втором случае брачный союз носил неформальный характер. Однако жена должна была в течение года покинуть дом мужа на три дня и ночи. Если она этого не делала, то по праву приобретательной давности переходила под власть мужа. То есть жена рассматривалась в категориях вещного права. Помимо жены мужчина мог иметь наложниц.

В Риме различались две системы родства агнатское и когнатское. Агнатское родство объединяло родственников по мужской линии, оно давало право на наследование, на опеку над женщинами, подвластными. Когнатское родство объединяло родственников по женской линии.

В императорский период можно отметить падение рождаемости в Риме, распространение практики адоптации, то есть усыновления или удочерения, наблюдалась деградация самого института семьи, ее членами считались не только адоптированные лица, но и клиенты, и другие люди, отдавшиеся под покровительство главы семьи на каких-либо условиях. Некоторые исследователи констатируют даже физиологическое вырождение римского общества в последние столетия существования империи.

При использовании представленных на сайте материалов линк на проект Энциклопедия мифологии приветствуется! Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами . От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: