Европейский суд по правам человека в механизме защиты прав человека

Роль европейского суда по правам человека в защите прав человека

Европейский Суд по правам человека, не являющийся постоянным судом, имеет штаб-квартиру в Страсбурге. Как правило, он заседает в течение недели в каждом месяце.

Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу государств-членов Совета Европы, и не может иметь в своем составе более одного гражданина одного и того же государства-члена. Судьи избираются на девятилетний срок Парламентской Ассамблеей из списков, насчитывающих по три кандидата, представляемых государствами. В течение срока своих полномочий они не должны занимать должностей, не совместимых с независимостью, беспристрастностью и требованиями этого поста.

Суд может рассматривать дела только в отношении государств, признавших его обязательную юрисдикцию или согласившихся на передачу конкретного дела в Суд. Дела может передавать в Суд государство. После 1 октября 1994 г., когда вступил в силу Протокол 9 к Конвенции, дело могут передавать в Суд также лицо, группа лиц или неправительственная организация.

Если дело передает в Суд сам податель жалобы в соответствии с Протоколом 9, то группа в составе трех судей, включая судью, избранного от заинтересованного государства, может принять единогласное решение о том, что дело не будет рассматриваться Судом, в этом случае решение по делу принимает Комитет министров. Заявитель и его адвокат могут участвовать в разбирательстве, проводимом Судом, и представлять памятные записки и устные аргументы в ходе слушаний.

Для рассмотрения дел Суд образует камеры из девяти судей. Членами камеры ex officio становятся председатель или заместитель председателя, а также судья - гражданин государства, являющегося стороной в споре. Если национальный судья не может заседать или берет самоотвод, то соответствующее государство может назначить специального судью. Имена остальных членов камеры определяются по жребию. Образованная таким образом камера может, а при некоторых обстоятельствах должна отказаться от своей юрисдикции в пользу Большой камеры в составе девятнадцати судей, которая в исключительных случаях, в свою очередь, может отказаться от своей юрисдикции в пользу пленарного заседания Суда. Европейский Союз. Проблемно-тематический сборник / Отв. ред. В.Г. Головин. - М.: Постскриптум, 2008. - С. 81.

Суд рассматривает дело на основе письменных замечаний и устных заявлений участников процесса. Вначале процедура является письменной и предусматривает представление памятных записок и других документов, затем Суд обычно проводит слушания, которые, в принципе, являются открытыми.

После слушаний судьи проводят прения за закрытыми дверями и решают большинством голосов, имело ли место нарушение Конвенции. Если нарушение выявлено, то Суд может также предоставить справедливое возмещение потерпевшей стороне, включая компенсацию за моральный и материальный ущерб и возмещение издержек и расходов.

Судьи могут выражать особые мнения (с согласием или несогласием), которые прилагаются к решению. Решение обычно объявляется публично председателем Суда. Оно является окончательным и обжалованию не подлежит. Ответственность за выполнение решений Суда несет Комитет министров Совета Европы.

К настоящему времени на рассмотрение Суда было вынесено около 510 дел, касавшихся широкого круга вопросов, включая следующие:

- применение телесных наказаний (в школах или по приговору суда),

- различные формы содержания под стражей (лиц, страдающих психическими заболеваниями, подозреваемых в терроризме, бродяг),

- право обращения в суд по гражданским и уголовным делам,

- длительность судебного разбирательства,

- различные процессуальные аспекты уголовного правосудия,

- споры по вопросам социального обеспечения (страхование здоровья, промышленные аварии),

- правовой статус незаконнорожденных детей и их родителей,

- доступ родителей к детям, находящимся на попечении государства,

- законы о деятельности гомосексуалистов,

- правовое положение транссексуалов,

- меры, связанные с иммиграцией, депортацией и выдачей,

- прослушивание телефонных разговоров и перлюстрация корреспонденции,

- свобода выражения своего мнения, включая свободу прессы и свободу художественного творчества,

- свобода участия в деятельности профсоюзов,

- права собственности (контроль за арендной платой, экспроприация, национализация).

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Европейская система прав человека и правовые традиции России

Главные вкладки

Номер журнала:

старший преподаватель кафедры государственного права Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

В настоящей статье рассматриваются правовые традиции России в контексте европейской системы прав человека. Показано, что многие стандарты Совета Европы по защите прав человека соответствуют российским правовым традициям. Автором определено, что за последние годы произошло сближение с европейским пониманием прав как высшей ценности для государства и европейского сообщества. Вместе с тем, отмечается динамика обращений российских граждан в Европейский суд по правам человека, одним из оснований подачи жалобы является нарушение права на справедливое судебное разбирательство. В статье анализируются и правовые традиции России. Так, например, рассмотрен законопроект о неисполнении решений Европейского суда по правам человека, признанных Конституционным судом противоречащими российской конституции.

права человека, правовая традиция, Совет Европы, Европейский суд по правам человека, механизм защиты прав человека, Россия, ЕСПЧ.

European System of Human Rights and Legal Traditions of Russia

human rights, legal tradition, Council of Europe, European Court of Human Rights, mechanisms of human rights protection, Russia, ECHR.

1994-2018 журнал « Правозащитник »

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации - ЭЛ ФС 77-55976.

Включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) - ID 26872.

Кроме случаев, когда это отдельно отмечено, содержание издания распростроняется по международной открытой лицензии «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция Некоммерческое использование Без производных произведений».

Защита прав российских граждан в Европейском Суде по правам человека

Реферат на тему Защита прав российских граждан в Европейском Суде по правам человека

2. Проблемы рассмотрения жалоб российских граждан в Европейском Суде по правам человека

Общая характеристика организации и деятельности Европейского Суда по правам человека.

Основы организации и деятельности Европейского Суда по правам человека

1.2 Процедура подачи жалоб и рассмотрения дел в Европейском Суде по правам человека

Против кого подается жалоба?

  • признать, что права были нарушены,
  • присудить выплатить справедливую компенсацию. 12

Решения Европейского Суда по правам человека являются обязательными для государств-членов Совета Европы. Это означает, что государства обязаны:

Порядок и особ-ти защиты прав, свобод и законных интересов в Европейском Суде по правам человека

На протяжении ряда десятилетий существовали два органа Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека. Как в Комиссии, так и в Суде были представлены все государства члены Совета Европы.

Первоначально функции принятия и рассмотрения индивидуальных жалоб принадлежали Комиссии, которая могла в случае невозможности урегулирования передать дело в Суд, решение которого считалось окончательным. На определенной стадии деятельности такого контрольного механизма доступ в Суд получили сами заявители, но только после констатации безрезультативности усилий Комиссии.

С 1 ноября 1998 г. даты вступления в силу Протокола 11 к Конвенции, заменившего II, III и IV разделы Конвенции новым разделом II ",Европейский Суд по правам человека",, наступил новый этап: осуществлена реорганизация контрольного механизма. Европейская комиссия по правам человека была упразднена (фактически она прекратила деятельность год спустя, после завершения рассмотрения ранее принятых дел).

Европейский Суд по правам человека стал единым в рамках Совета Европы контрольным органом, функционирующим на постоянной основе.

В состав Европейского Суда по правам человека входят судьи, представляющие государства члены Совета Европы и, соответственно, участники Конвенции (на 2001 г. 43 государства), в их числе судья от Российской Федерации.

Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом.

Каждый судья избирается Парламентской ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет и может быть переизбран. Срок полномочий судей истекает по достижении ими 70 лет. Суд избирает председателя и двух его заместителей, образует палаты, избирает их председателей, а также секретаря-канцлера Суда.

Для рассмотрения дел образуются комитеты в составе трех судей, палаты в составе семи судей каждая и Большая палата в составе семнадцати судей (в ее состав входят также председатель Суда, его заместители и председатели палат). Все судьи делятся на две группы, которые сменяют друг друга каждые девять месяцев. Официальные языки Суда английский и французский.

В ведении Суда находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней, которые могут быть ему переданы.

Имеются в виду межгосударственные дела, индивидуальные жалобы, а также запросы Комитета министров Совета Европы относительно консультативных заключений по юридическим вопросам.

Согласно ст. 33 Конвенции любое государство участник Конвенции может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении Конвенции и Протоколов к ней другим государством-участником. Согласно ст. 34 Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств-участников их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней.

В ст. 35 Конвенции сформулированы условия приемлемости индивидуальных жалоб, включая исчерпание всех внутренних средств правовой защиты.

Суд может объявить жалобу неприемлемой по указанным в этой статье основаниям и отклонить ее. Предусмотрена процедура мирового соглашения по договоренности заинтересованных сторон, что влечет исключение дела из списка Суда.

При рассмотрении дела по существу палата или (в определенных случаях) Большая палата выносит окончательное постановление, которое государства участники Конвенции обязуются исполнять применительно к делам, в которых они являются сторонами. Предусмотрена также возможность справедливой компенсации потерпевшей стороне в случае необходимости. Имеются в виду возложение компенсации за ущерб (имущественный и/или моральный), а также возмещение судебных расходов индивидов.

Российская Федерация, признавая обязательной юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, предусмотрела в одном из федеральных актов Положении об Уполномоченном РФ при Европейском Суде по правам человека соответствующие действия со стороны компетентных органов РФ в случае вынесения Судом решения о выплате истцу денежной компенсации в связи с неправомерными действиями органов РФ и (или) о восстановлении нарушенного права. Важным компонентом этого нормативного акта является возложение на Уполномоченного функций изучения правовых последствий постановлений Европейского Суда для государств членов Совета Европы и подготовки ",с учетом прецедентного права Совета Европы", (очевидно, точнее говорить о прецедентном праве самого Суда) рекомендаций по совершенствованию законодательства РФ и правоприменительной практики.

Решения Европейского суда по правам человека носят обязательный характер для государства или государств, против которых эти решения направлены. Окончательное постановление Суда направляются Комитету министров, который осуществляет надзор за исполнением (ст. 46 Конвенции). В отношении потерпевшей стороны предусмотрена выплата справедливой компенсации.

Защита прав и основных свобод в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ)

Защита прав и основных свобод в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ)

Основной целью создания Европейского суда по правам человека было, создание механизма для защиты основных прав и свобод человека - физического лица. В последнее время практика Европейского суда показала то, что юридические лица также могут обращаться в суд за защитой своих прав и свобод.

Представлять интересы граждан и юридических лиц в Европейском суде по правам человека могут исключительно адвокаты. Граждане могут и самостоятельно обращаться в Европейский суд по правам человека, оказывать квалифицированную юридическую помощь при рассмотрении обращения может только адвокат, имеющий право заниматься адвокатской практикой в стране участнике Конвенции. Специалисты проекта «Гражданский адвокат» оказывают правовую помощь гражданам и юридическим лицам на этапе подготовки жалоб и в процессе их рассмотрения.

Рассмотрение жалобы в Европейском суде по правам человека не требует оплаты государственной пошлины и обязательного присутствия заявителя или его адвоката. Поэтому от качества составления жалобы, а также от правильности заполнения формуляра, принятого Европейским судом по правам человека, будут зависеть результаты рассмотрения жалобы.

В настоящий момент любой гражданин России может обратиться в данный суд, при условии, что он исчерпал все пути для защиты своих прав внутри страны. Европейский Суд по правам человека признает, что для подачи жалобы достаточно прохождения кассационной инстанции. Европейский суд, рассмотрев приемлемость первой жалобы из России («Тумилович против России»), признал прохождение процедуры надзора необязательным, так как ее возбуждение зависит не от заявителя, а от усмотрения отдельных должностных лиц. В «Пояснительной записке для желающих обратиться в Европейский Суд по правам человека», направляемой всем заявителям, указывается, что Европейским судом не рассматривается в качестве эффективного средства правовой защиты процедура пересмотра судебных решений в порядке надзора. Таким образом, обязательным условием для подачи жалобы в Европейский суд является условие рассмотрения этого вопроса в дух процессах в России. Адвокаты проекта «Гражданский адвокат» также могут оказать юридическую помощь при рассмотрении вопроса о защите прав и свобод в судах общей юрисдикции или арбитражных судах.

Специалисты проекта «Гражданский адвокат» оказывают услуги по представительству физических и юридических лиц в Европейском Суде по правам человека. В соответствии с регламентом Европейского суда услуга может состоять из следующих этапов:

  • Подготовка и подача жалобы в Европейский суд по защите прав человека,
  • Сбор и направление в Европейский Суд по правам человека необходимых по делу документов,
  • Ведение необходимой по делу переписки с Европейским Судом по правам человека,
  • Участие в заседаниях Европейского суда по защите прав человека (если такое потребуется),
  • Переговоры и подготовка соответствующего соглашения с правительством Российской Федерации,
  • Сопровождению исполнения решений Европейского суда по защите прав человека.

Пожалуйста, внимательно изучите представленную информацию и, если она вас заинтересует, свяжитесь с нами.

Телефон для быстрой связи с адвокатом: 7 (921) 320-0433 Новые материалы Публикации Следите за новостями Мы в Твиттере Мы в instagram Юридический форум Последние комментарии

При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.

Вестник Омского Университета Серия Право 2009 1 - файл 1.doc

Доступные файлы (1):

Роль Европейского Суда по правам человека в защите

Автор рассматривает роль Европейского Суда по правам человека в защите социальных прав граждан Российской Федерации.

Новым явлением в отечественной правовой практике стало применение общепризнанных принципов и норм международного права и международных прецедентов, а также более широкое применение положений международных договоров. Несмотря на то, что эта практика находится в стадии становления, количество дел, разрешаемых на основе норм и прецедентов международного права, возрастает.

См: Лукьянова Г.В., Балытников Г.В. Процессы глобализации в сфере правоприменения в России // Журнал российского права. 2006. 6. С.26.

Рос. газ. 2003. 02 декабря.

Федорова М.Ю. Судебная защита права на социальное обеспечение: внутригосударственные и международные механизмы // Проблемы международного и сравнительного трудового права и права социального обеспечения: Материалы научной конференции. Омск: ОмГУ, 2006. С. 81.

Документ опубликован не был. Доступен в ИС «КонсультантПлюс»

В.М. Степашин, О.Н. Бибик

В настоящей статье анализируются закрепленные в международном праве и законодательстве РФ принципы действия уголовного закона в пространстве.

Пространственные пределы уголовного закона определяются рядом принципов, непосредственно закрепленных в УК РФ, к числу которых относятся территориальный принцип, принцип гражданства, экстерриториальный, покровительственный, реальный и универсальный принципы. Перечисленные принципы позволяют разрешить вопрос о том, совершение преступлений какими лицами и на каких территориях (объектах) влечет уголовную ответственность по российскому законодательству.

Территориальный принцип является основным принципом, определяющим характер действия уголовного закона в пространстве. Существо территориального принципа действия уголовного закона заключается в распространении юрисдикции РФ на ее территорию. Данная норма базируется на положениях ч. 1 и ч. 2 Конституции РФ, согласно которым суверенитет России распространяется на всю территорию РФ. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Уголовное законодательство РФ действует также на всей территории России.

Согласно ч. 1 ст. 11 УК РФ лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ. Территория Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции - включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации устанавливает государственная граница, то есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства), соответствующие положения закреплены в ст. 1 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации». Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

любое лицо независимо от гражданства, совершившее преступление на гражданском судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации,

уголовной ответственности по УК РФ подлежит также любое лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

Следует также учитывать, что преступление признается совершенным на территории России независимо от содержания преступных действий и стадии преступления. Это может быть поиск соучастников для совершения преступления за рубежом, либо совершение в России преступления, подготовленного в иностранном государстве и т.п. Преступление следует считать совершенным на территории РФ, если оно началось и было завершено на этой территории, а также когда на данной территории осуществлялась хотя бы часть (эпизод) преступного деяния, т.е. преступление началось либо продолжалось, либо завершилось на территории РФ.

Принцип гражданства . Прежде всего, следует обратить внимание, что указанный принцип действует субсидиарно, в том случае, если нельзя применить территориальный принцип, то есть при совершении преступления за пределами территориальной юрисдикции России.

Согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ граждане РФ и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие вне пределов РФ преступление против интересов, охраняемых УК РФ, подлежат уголовной ответственности в соответствии с данным Кодексом, если в отношении этих лиц по указанному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Совершенное деяние содержит признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. При этом не имеет значения, признается ли это деяние преступлением по уголовному законодательству государства по месту совершения.

В отношении указанных лиц в связи с совершенным преступлением отсутствует решение суда иностранного государства. Если же суд другого государства вынес по делу решение, то независимо от содержания решения повторное привлечение к уголовной ответственности по российскому законодательству невозможно. Данное правило является императивным и не может быть нарушено как в случае вынесения иностранным судом излишне строгого наказания виновным, так и при назначении чрезмерно мягкого наказания, либо освобождении от наказания или ответственности.

Эти же правила распространяются на граждан России, имеющих двойное гражданство, поскольку определяющим фактором является наличие российского гражданства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: