Главным содержание игры ребенка среднего дошкольного возраста является

Игра в среднем дошкольном возрасте

В среднем дошкольном возрасте (4 5 лет) сюжет и содержание игры усложняются: для ребенка в игре основным уже являются отношения между людьми, сюжет становится развернутым, предметные действия не повторяются бесконечно, а сменяются одно другим. В этом возрасте действия совершаются не ради самих действий, они средство выражения отношения одного человека к другому в соответствии с взятой на себя ролью. Теперь, играя в больницу, ребенок может полностью продемонстрировать все операции со шприцем, при этом он будет следить, чтобы «больной» не крутился, выпил положенное ему лекарство, а он в качестве доктора обязательно должен выписать пациенту рецепт.

В среднем дошкольном возрасте становятся более разнообразными игровые сюжеты и роли: появляются продавцы, кассиры, певцы, повара, автогонщики, машинисты и т.д.

Исследования последних лет показали, что в игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста произошли качественные изменения по сравнению с игрой их сверстников, игравших приблизительно 50 лет назад.

Наиболее популярными у дошкольников оказались традиционные бытовые сюжеты: магазин, больница и парикмахерская (30 случаев). Второе место занимают сюжеты, связанные с уходом за куклой: кормление, укладывание спать, прогулка, купание «дочки» и др. (23 ). Во многих случаях игра «дочки-матери» модифицируется в современную разновидность «Семья куклы Барби». Мальчики чаще разыгрывают агрессивные сюжеты, связанные с защитой и нападением: «полицейские и воры», «бандиты и наши», «охотники за приведениями», погоня за преступниками и пр. (10).

Нередко (15) в игру включаются герои и сюжеты из телепередач и мультфильмов (человек-паук, роботы, черепашки-ниндзя, последний герой, собака Рекс и др.). Остальные сюжеты встречаются в единичных случаях и имеют самый разнообразный характер (цирк, ГАИ, самолет, полет на Луну, танцы, собачки и т.п.). Обращает на себя внимание тот факт, что среди сюжетов детских игр фактически отсутствуют сюжеты, связанные с профессиями их близких взрослых. Современные профессии взрослых (юрист, экономист, менеджер, дизайнер и пр.) в силу своей специфики (закрытость их содержания для детей) не дают материала для игровых ролей. Современные дошкольники предпочитают проигрывать в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, в которых они воспроизводят не профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев (Русалочка, человек-паук, ниндзя, Чип и Дейл и пр.). Дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев фильмов, чем окружающих их близких взрослых, хотя содержанием таких игр остаются поведение людей и их отношения. Таким образом, слабая представленность профессиональных и социальных ролей, оторванность игр от жизни близких взрослых свидетельствует о том, что социальная жизнь взрослых перестает быть содержанием детских игр, как это предполагалось в отечественной психологической концепции детской игры. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи.

Перечисленные качественные изменения в сюжетно-ролевых играх необходимо учитывать при использовании детских компьютерных игровых программ. Дети среднего дошкольного возраста уже с удовольствием играют в игры с единым сюжетом, где присутствует один или два главных героя, которые выполняют разнообразные посильные для них задания. Примерами таких игр могут служить «Рыбка Фредди», «Клиффорд», «Учимся с Аликом» и др.

Очень нравятся детям этого возраста игровые программы, созданные по сюжетам знакомых мультфильмов. В настоящее время большинство выходящих на экраны детских фильмов и мультфильмов имеют свои аналоги в виде компьютерных игровых программ: «Корпорация монстров», «Шрек», «Спирит», «Роботы», «Мадагаскар» и многие другие. При использовании подобной продукции в работе с дошкольниками необходимо тщательно анализировать уровень сложности игрового сюжета и его доступность для детей того или иного возраста, часто возрастные рамки, обозначенные на этикетке игры, не соответствуют реальным возможностям детей указанного возраста.

Детям среднего дошкольного возраста уже вполне доступны несложные игры в жанре квест, примером может быть «Большая игра Пятачка» по мотивам серии мультфильмов о Винни-Пухе компании Уолта Диснея. Данный продукт отличает замечательная графика, идентичная мультфильму-прототипу, и спокойный размеренный сюжет. Последнее очень важно для детей дошкольного возраста, так как часто динамичные аркадные игры, имеющие счетчики времени, вызывают большое эмоциональное напряжение у ребенка и приводят к переутомлению.

Дата добавления: 2015-10-16 , просмотров: 160 Нарушение авторских прав

Размещено на реф.рф

Самое основное, центральное и общее значение игры - формирование и проявление потребности ребёнка воздействовать на мир.

Размещено на реф.рф

В игре (в отличие от туда) выражается более непосредственное отношение к жизни, она исходит из непосредственных побуждений интересов и потребностей.

Ребёнок видит многообразные действия окружающих его людей, но, не владея лежащими в их базе знаниями и умениями, он уже переживает по-своему эти действия, а деятельность, в них проявляющаяся, очень для него привлекательна.

В игре совершаются действия, цели которых лишь значимы для индивида по из собственному внутреннему содержанию.

1. Игровое действие реализует многообразные мотивы специфически человеческой деятельности, но они не связаны с теми целями и средствами и условиями действия, которыми эти действия реализуются в неигровом, практическом плане, т.е. в игре мотив имеет смысл действия, но не реализация цели в результате (к примеру, лечить).

2. Одни предметы замещаются другими, приобретая значение реальных.

3. Игра может переходить в воображаемую ситуацию, .. игра начинается с мысленного преобразования реальных ситуаций и переходит в воображаемую (-уже сварили обед).

4. Игра может выходить за пределы одной ситуации, отвлекаясь от одних сторон действительности, чтобы глубже выявить другие.

5. Чувства, желания, замыслы, которые разыгрываются в игре подлинные, т.к. ребёнок реально их испытывает.

Причины становления сюжетно-ролевой игры

В раннем детстве ребёнок осваивает действия с предметами ближайшего окружения. Возрастающие стремления к самостоятельности и потребность поступать как взрослый приводит к тому, что ребёнок стремится подражать взрослым во всём. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно-ролевой игры, где ребёнок берёт на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку. Ребёнок, моделируя деятельность взрослых в игре, расширяет сферу, в которой он может действовать.

Социальная природа игры. Сюжетно-ролевая игра строится на базе расширяющихся представлений ребёнка о жизни взрослых. В игре ребёнок осваивает мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребёнка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встаёт на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальные взаимодействия взрослых.

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Игра и ее особенности у детей дошкольного возраста - понятие и виды. Классификация и особенности категории Игра и ее особенности у детей дошкольного возраста 2014, 2015.

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте,

Однако игровая роль в развитой форме не возникает сразу и одномоментно. В дошкольном возрасте она проходит существенный путь своего развития. При одном и том же сюжете

содержание игры на разных этапах дошкольного возраста совершенно различно. В общих чертах линию развития игры ребенка можно представить как переход от операциональной схемы единичного действия к его смыслу, который всегда заключается в другом человеке. Эволюция действия (по Д. Б. Эльконину) проходит следующий путь. Сначала ребенок ест ложкой сам. Потом он кормит ложкой кого-то другого. Затем он кормит ложкой куклу, как ребенка. Потом он кормит ложкой куклу, как мама кормит ребенка. Таким образом, именно отношение одного человека к другому (в данном случае мамы к ребенку) становится главным содержанием игры и задает смысл игровой деятельности.

Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия с одними игрушками: «трут морковку», «режут хлеб», «моют посуду». При этом результат действия не используется детьми нарезанный хлеб никто не ест, а вымытая посуда на стол не ставится. Сами действия при этом максимально развернуты, они не могут быть сокращенными и не могут заменяться словами. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Как правило, дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Эти роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребенка.

В середине дошкольного детства та же по сюжету игра проходит иначе. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. Дети называют их до начала игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры: если каша накладывается в тарелочки, если нарезается хлеб то все это дается «детям» на обед. Действия, производимые ребенком, становятся короче, не повторяются, а одно действие сменяется другим. Действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии со взятой на себя ролью.

Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Дети 67 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил.

Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнеров общепринятым правилам поведения бывает так или не бывает: «Мамы так не делают», «Суп после второго не подают».

Изменение содержания игр с одним и тем же сюжетом у дошкольников разных возрастов выявляется не только в характере действий, но и в том, как начинается игра и что является причиной конфликтов детей. У младших дошкольников роль подсказывается самим предметом: если у ребенка в руках кастрюля он мама, если ложка он ребенок. Основные конфликты возникают из-за обладания предметом, с которым должно производиться игровое действие. Поэтому часто на машине едут два «шофера», а обед готовят несколько «матерей». У детей среднего дошкольного возраста роль формируется уже до начала игры. Главные ссоры из-за ролей кто кем будет. Наконец, у старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, как нужно играть, а главные споры ведутся вокруг того, «бывает так или не бывает».

В одном из исследований Д. Б. Эльконина решался вопрос об условиях возникновения сюжетно-ролевой игры и ее особенностях на разных этапах дошкольного детства. Детям разных возрастов предлагалась игра «в самих себя», в кого-либо из хорошо известных товарищей и взрослых (маму или воспитательницу). Дети всех возрастов отказались играть «в самих себя». Младшие дети не могли как-либо мотивировать своих отказов, в то время как старшие прямо указывали: «Так не играют, это не игра» или «Как же мне Нину играть, если я и так Нина». Этим дети показывали, что без роли, т. е. без воспроизведения действий какого-то другого человека, не может быть игры. Младшие дошкольники также отказывались играть роли других конкретных детей, поскольку они не могли выделить типичные для своих товарищей действия и занятия или черты поведения. Старшие дошкольники, уже способные сделать это, брали на себя такие трудные роли. Роль для ребенка была тем легче, чем более очевидными были для него особенности поведения изображаемого персонажа и отличия от его собственного. Поэтому все дети охотно брали на себя роль взрослых.

Выполнение роли воспитательницы показало, что для младших детей быть воспитательницей это значит кормить

малышей, укладывать их спать и гулять с ними. В игре детей среднего и старшего возраста роль воспитательницы все более концентрируется вокруг отношений «воспитательница дети». Появляются указания на характер взаимоотношений между детьми, нормы и способы поведения.

Таким образом, содержание игр в дошкольном возрасте меняется: от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей.

Выше было отмечено, что всякая роль предполагает определенные правила поведения, т. е. диктует, что можно, а чего нельзя делать. В то же время всякое правило имеет за собой какую-либо роль, например роль убегающего и догоняющего, роль ищущего и прячущегося и пр. Так что разделение на ролевые игры и игры с правилами достаточно условно. Но в ролевых играх правило как бы скрыто за ролью, оно не проговаривается специально и скорее чувствуется, чем осознается ребенком. В играх с правилами наоборот правило должно быть открытым, т. е. четко осознаваться и формулироваться всеми участниками, в то время как роль может иметь скрытый характер. Развитие игры в дошкольном возрасте происходит от игр соткрытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью.

Игра в среднем дошкольном возрасте

В среднем дошкольном возрасте (4 5 лет) сюжет и содержание игры усложняются: для ребенка в игре основным уже являются отношения между людьми, сюжет становится развернутым, предметные действия не повторяются бесконечно, а сменяются одно другим. В этом возрасте действия совершаются не ради самих действий, они средство выражения отношения одного человека к другому в соответствии с взятой на себя ролью. Теперь, играя в больницу, ребенок может полностью продемонстрировать все операции со шприцем, при этом он будет следить, чтобы «больной» не крутился, выпил положенное ему лекарство, а он в качестве доктора обязательно должен выписать пациенту рецепт.

В среднем дошкольном возрасте становятся более разнообразными игровые сюжеты и роли: появляются продавцы, кассиры, певцы, повара, автогонщики, машинисты и т.д.

Исследования последних лет показали, что в игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста произошли качественные изменения по сравнению с игрой их сверстников, игравших приблизительно 50 лет назад.

Наиболее популярными у дошкольников оказались традиционные бытовые сюжеты: магазин, больница и парикмахерская (30 случаев). Второе место занимают сюжеты, связанные с уходом за куклой: кормление, укладывание спать, прогулка, купание «дочки» и др. (23 ). Во многих случаях игра «дочки-матери» модифицируется в современную разновидность «Семья куклы Барби». Мальчики чаще разыгрывают агрессивные сюжеты, связанные с защитой и нападением: «полицейские и воры», «бандиты и наши», «охотники за приведениями», погоня за преступниками и пр. (10).

Нередко (15) в игру включаются герои и сюжеты из телепередач и мультфильмов (человек-паук, роботы, черепашки-ниндзя, последний герой, собака Рекс и др.). Остальные сюжеты встречаются в единичных случаях и имеют самый разнообразный характер (цирк, ГАИ, самолет, полет на Луну, танцы, собачки и т.п.). Обращает на себя внимание тот факт, что среди сюжетов детских игр фактически отсутствуют сюжеты, связанные с профессиями их близких взрослых. Современные профессии взрослых (юрист, экономист, менеджер, дизайнер и пр.) в силу своей специфики (закрытость их содержания для детей) не дают материала для игровых ролей. Современные дошкольники предпочитают проигрывать в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, в которых они воспроизводят не профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев (Русалочка, человек-паук, ниндзя, Чип и Дейл и пр.). Дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев фильмов, чем окружающих их близких взрослых, хотя содержанием таких игр остаются поведение людей и их отношения. Таким образом, слабая представленность профессиональных и социальных ролей, оторванность игр от жизни близких взрослых свидетельствует о том, что социальная жизнь взрослых перестает быть содержанием детских игр, как это предполагалось в отечественной психологической концепции детской игры. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи.

Перечисленные качественные изменения в сюжетно-ролевых играх необходимо учитывать при использовании детских компьютерных игровых программ. Дети среднего дошкольного возраста уже с удовольствием играют в игры с единым сюжетом, где присутствует один или два главных героя, которые выполняют разнообразные посильные для них задания. Примерами таких игр могут служить «Рыбка Фредди», «Клиффорд», «Учимся с Аликом» и др.

Очень нравятся детям этого возраста игровые программы, созданные по сюжетам знакомых мультфильмов. В настоящее время большинство выходящих на экраны детских фильмов и мультфильмов имеют свои аналоги в виде компьютерных игровых программ: «Корпорация монстров», «Шрек», «Спирит», «Роботы», «Мадагаскар» и многие другие. При использовании подобной продукции в работе с дошкольниками необходимо тщательно анализировать уровень сложности игрового сюжета и его доступность для детей того или иного возраста, часто возрастные рамки, обозначенные на этикетке игры, не соответствуют реальным возможностям детей указанного возраста.

Детям среднего дошкольного возраста уже вполне доступны несложные игры в жанре квест, примером может быть «Большая игра Пятачка» по мотивам серии мультфильмов о Винни-Пухе компании Уолта Диснея. Данный продукт отличает замечательная графика, идентичная мультфильму-прототипу, и спокойный размеренный сюжет. Последнее очень важно для детей дошкольного возраста, так как часто динамичные аркадные игры, имеющие счетчики времени, вызывают большое эмоциональное напряжение у ребенка и приводят к переутомлению.

Дата добавления: 2015-10-16 , просмотров: 161 Нарушение авторских прав

Развитие игровой деятельности дошкольника - файл n1.docx

Доступные файлы (1):

Общая характеристика игровой деятельности. с. 3

Особенности игровой деятельности детей младшего старшего

дошкольного возраста. с. 6

Характеристика игровой деятельности детей во второй младшей

Значение игровой деятельности для психического развития детей. с. 12

Анализ поведения ребенка в игре. с. 15

Общая характеристика игровой деятельности.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

СЮЖЕТ, который ребенок берет из жизни:

РОЛИ, усваиваемые ребенком:

- эмоционально-привлекательные (мама, доктор, воспитатель и др.),

ПРАВИЛА. Определяются в процессе игры самими детьми.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Являются обязательными компонентами игры. Могут быть выражены символически (как будто понарошку). Например, водить машину, варить кашу.

ИГРУШКИ, используемые в игре:

Особенности игровой деятельности детей младшего старшего дошкольного возраста.

Отображение трудовых действий взрослых

Отображение трудовых действий взрослых и отражение отношений между людьми

Бытовая и общественная

Устанавливают сами. Сложные

Однообразные (1 8)

Свёрнутые, развёрнутые. Жестом, словом.

Включение игровых ситуаций

Под руководством взрослого

Сами и под руководством взрослого

Появление новых игровых ситуаций

С помощью взрослого

С помощью взрослого и самостоятельно

Использование предметов, игрушек

Бытовые и самодельные, заместители в плане воображения

До нескольких дней

Характеристика игровой деятельности детей во второй младшей группе.

Значение игровой деятельности для психического развития детей.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психология развития. М., 2000

Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей М., 1988

Мухина В.С. Детская психология М., 1985

Панфилова М.А. Игротерапия общения М., 2000

Спиваковская А.С. Игра это серьезно. М., 1981

Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду М., 2000

Эльконин Д.Б. Психология игры М., 1976

Анализ поведения ребенка в игре (Настя, 4 года 2 мес.)

Предпочтение Настя отдает сюжетно-ролевым играм, чаще всего по своей инициативе берет главную роль: Я хочу быть врачом. Выбор объясняется ее знаниями о профессии, которые она получила от мамы.

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте,

Однако игровая роль в развитой форме не возникает сразу и одномоментно. В дошкольном возрасте она проходит существенный путь своего развития. При одном и том же сюжете

содержание игры на разных этапах дошкольного возраста совершенно различно. В общих чертах линию развития игры ребенка можно представить как переход от операциональной схемы единичного действия к его смыслу, который всегда заключается в другом человеке. Эволюция действия (по Д. Б. Эльконину) проходит следующий путь. Сначала ребенок ест ложкой сам. Потом он кормит ложкой кого-то другого. Затем он кормит ложкой куклу, как ребенка. Потом он кормит ложкой куклу, как мама кормит ребенка. Таким образом, именно отношение одного человека к другому (в данном случае мамы к ребенку) становится главным содержанием игры и задает смысл игровой деятельности.

Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия с одними игрушками: «трут морковку», «режут хлеб», «моют посуду». При этом результат действия не используется детьми нарезанный хлеб никто не ест, а вымытая посуда на стол не ставится. Сами действия при этом максимально развернуты, они не могут быть сокращенными и не могут заменяться словами. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Как правило, дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Эти роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребенка.

В середине дошкольного детства та же по сюжету игра проходит иначе. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. Дети называют их до начала игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры: если каша накладывается в тарелочки, если нарезается хлеб то все это дается «детям» на обед. Действия, производимые ребенком, становятся короче, не повторяются, а одно действие сменяется другим. Действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления определенного отношения к другому играющему в соответствии со взятой на себя ролью.

Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Дети 67 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил.

Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнеров общепринятым правилам поведения бывает так или не бывает: «Мамы так не делают», «Суп после второго не подают».

Изменение содержания игр с одним и тем же сюжетом у дошкольников разных возрастов выявляется не только в характере действий, но и в том, как начинается игра и что является причиной конфликтов детей. У младших дошкольников роль подсказывается самим предметом: если у ребенка в руках кастрюля он мама, если ложка он ребенок. Основные конфликты возникают из-за обладания предметом, с которым должно производиться игровое действие. Поэтому часто на машине едут два «шофера», а обед готовят несколько «матерей». У детей среднего дошкольного возраста роль формируется уже до начала игры. Главные ссоры из-за ролей кто кем будет. Наконец, у старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, как нужно играть, а главные споры ведутся вокруг того, «бывает так или не бывает».

В одном из исследований Д. Б. Эльконина решался вопрос об условиях возникновения сюжетно-ролевой игры и ее особенностях на разных этапах дошкольного детства. Детям разных возрастов предлагалась игра «в самих себя», в кого-либо из хорошо известных товарищей и взрослых (маму или воспитательницу). Дети всех возрастов отказались играть «в самих себя». Младшие дети не могли как-либо мотивировать своих отказов, в то время как старшие прямо указывали: «Так не играют, это не игра» или «Как же мне Нину играть, если я и так Нина». Этим дети показывали, что без роли, т. е. без воспроизведения действий какого-то другого человека, не может быть игры. Младшие дошкольники также отказывались играть роли других конкретных детей, поскольку они не могли выделить типичные для своих товарищей действия и занятия или черты поведения. Старшие дошкольники, уже способные сделать это, брали на себя такие трудные роли. Роль для ребенка была тем легче, чем более очевидными были для него особенности поведения изображаемого персонажа и отличия от его собственного. Поэтому все дети охотно брали на себя роль взрослых.

Выполнение роли воспитательницы показало, что для младших детей быть воспитательницей это значит кормить

малышей, укладывать их спать и гулять с ними. В игре детей среднего и старшего возраста роль воспитательницы все более концентрируется вокруг отношений «воспитательница дети». Появляются указания на характер взаимоотношений между детьми, нормы и способы поведения.

Таким образом, содержание игр в дошкольном возрасте меняется: от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей.

Выше было отмечено, что всякая роль предполагает определенные правила поведения, т. е. диктует, что можно, а чего нельзя делать. В то же время всякое правило имеет за собой какую-либо роль, например роль убегающего и догоняющего, роль ищущего и прячущегося и пр. Так что разделение на ролевые игры и игры с правилами достаточно условно. Но в ролевых играх правило как бы скрыто за ролью, оно не проговаривается специально и скорее чувствуется, чем осознается ребенком. В играх с правилами наоборот правило должно быть открытым, т. е. четко осознаваться и формулироваться всеми участниками, в то время как роль может иметь скрытый характер. Развитие игры в дошкольном возрасте происходит от игр соткрытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: