Изъятие и предоставление земельных участков рф

Порядок изъятия и предоставления земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Изъятие земельного участка - один из правовых инструментов, дающий возможность органам государственного управления земельными ресурсами принудительно отчуждать земельные участки для использования их в публичных интересах.

ЗК РФ признает необходимость изъятия земель для государственных и муниципальных нужд. Законодатель указывает на исключительность такого рода случаев, устанавливая их закрытый перечень.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд производится по решению исполнительных органов власти. Указанные решения принимаются:

  1. федеральными органами исполнительной власти,
  2. органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Органы местного самоуправления не имеют права выносить решения об изъятии (выкупе) земельных участков для муниципальных нужд, поэтому при необходимости изъятия земельного участка для муниципальных нужд органы местного самоуправления должны обращаться в государственный орган исполнительной власти субъекта РФ с просьбой о принятии соответствующего решения.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится одновременно с его предоставлением соответствующему лицу. Земельное законодательство регламентирует процедуру по изъятию и предоставлению земельных участков.

Изъятие земельных участков с целью их последующего предоставления для строительства проходит две стадии:

  1. стадию предварительного согласования места размещения объекта,
  2. стадию непосредственного изъятия земельного участка.

На стадии предварительного согласования обязательное участие принимают собственники земельных участков. В случае несогласия собственника земельного участка с решением о предварительном согласовании, принимаемым в соответствии с земельным законодательством, он может обратиться в суд.

Одна из важных гарантий прав собственника земельного участка - письменное уведомление об этом органом, принявшим решение об изъятии.

Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Основное условие, при котором допускается изъятие участка как у собственников, так и у землепользователей и арендаторов, - это предварительное и равноценное возмещение. Выкупная цена при изъятии земельного участка у собственника для государственных нужд, а также условия такого выкупа устанавливаются соглашением с собственником участка. Второй стороной соглашения должен быть орган, осуществляющий от имени РФ, ее субъектов и муниципальных образований право собственности на землю, ибо при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд у их собственников они переходят соответственно в федеральную, региональную либо в муниципальную собственность.

В выкупную цену включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все иные убытки.

Изъятие и предоставление земельного участка

Изъятие (выкуп) и предоставление земельного участка проводится после окончания заказчиком проектных изыскательских работ, включение объекта в планы строительства и решение вопроса о его финансировании.

Основанием для возобновления землеустроительных работ являются следующие материалы:

2. Землеустроительное дело по предварительному согласованию месторасположения объекта

3. Копия генерального плана размещения всех объектов недвижимости на участке.

4. Документы о финансировании строительства и оборудование объекта

5. Рабочие проекты и рекультивации земель, снятие плодородного слоя и др.

Результаты второго этапа являются в том, сто уточняются границы земельного отвода, условия выкупа, компенсации убытков и потерь прежних землепользователей, а также окончательно устанавливаются режимы использования земель. На этом этапе органы исполнительной власти принимают окончательное постановление об изъятии и предоставлении земельного участка. Одновременно решается вопрос об изменении категории и разрешённого использования формы собственности на землю, а также устанавливаются обременения и сервитуты.

В состав второго этапа входят:

Составление технического проекта формирования границ, уточнение площади земельного участка, составление экспликации земель и других земельно-учётных данных.

Рассмотрение вопросов изъятия (выкупа) земельных участков у обладателей прав на землю, определение условий и порядка заключения сделок для договорах об уступке прав на землю.

Определение окончательной стоимости потерь и убытков, включая упущенную выгоду всвязи с изъятием земель и установлением охранных зон.

Определение окончательных условий и сроков проведения рекультивации земель и землевания, а также снятие, сохранения и нанесения плодородного слоя почвы.

Подготовка и принятие окончательных согласований и решений об изъятии и предоставлении земельных участков.

Изъятие или выкуп земельного участка может быть проведён как с согласия собственников, так и в принудительном порядке. Согласно земельному законодательству, это связано с формализацией прекращения прав на пользование землёй, которая предусматривает следующие варианты: отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам (продажа, дарение, передача по наследству), отказ собственника от права собственности на земельные участки, принудительное изъятие у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд является основанием для постоянного пользования, пожизненно-наследуемого владения и аренды. При отводе может быть установлено право ограниченного пользования чужими земельными участка без их отвода в рамках частного или публичного сервитута.

Если отчуждение земельного участка связано с переводом земель из одной категории в другую, то при выборе компетентного органа необходимо исходить из его прав.

Справочник Предисловие Правовой режим садовых, огородных и дачных земельных участков

1.2.1. Порядок бесплатного и платного предоставления земельных участков

После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного объединения предоставляются земельные участки в собственность или (по их желанию) в аренду.

1.2.2. Нормы предоставления земельных участков

В соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из государственных и муниципальных земель для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

2. Права граждан по распоряжению садовыми, огородными и дачными земельными участками

2.1. Право собственности граждан на земельный участок

В целом правовой режим земельного участка зависит от объема полномочий его владельца по распоряжению этим участком.

2.1. Право собственности граждан на земельный участок

Наибольший объем полномочий по распоряжению земельным участком имеет его собственник. Согласно ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему земельного участка любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Он вправе продать такой участок, подарить, передать в залог, срочное пользование, обменять, заключить договор пожизненного содержания с иждивением, а также добровольно отказаться от своего земельного участка.

2.2. Прекращение права собственности на земельный участок

Право собственности на земельный участок прекращается:

2.2.1. Отчуждение земельного участка другим лицам и особенности прекращения права собственности при его купле-продаже

Предусмотрено статьей 37 ЗК РФ и статьей 29 Закона от 15 апреля 1998 г. (см. раздел 10 наст. изд.).

2.2.2. Отказ лица от принадлежащего ему на праве собственности земельного участка

Данный отказ означает, что лицо, объявив об этом, либо совершив другие действия определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения этим имуществом без намерения сохранить какие-либо права на него (ст. 236 ГК РФ).

2.3. Основания, по которым допускается принудительное изъятие у собственника земельного участка

2.3.1. Обращение взыскания на имущество (земельный участок)

Конституцией РФ (ст. 35) установлено как основополагающий принцип, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено при условии предварительного и равноценного его возмещения.

2.3.1. Обращение взыскания на имущество (земельный участок) по обязательствам собственника

Согласно ст. 237 и 278 ГК РФ, изъятие имущества (земельного участка) путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором.

2.3.2. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Согласно ст. 239, 279 ГК РФ и ст. 49, 55 ЗК РФ, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных и муниципальных нужд путем выкупа.

Купа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по установленным ст.

Такое деление земель по их целевому назначению существует давно и определяет правовой режим каждой категории земли

Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов. Правовой режим зон чрезвычайных ситуаций и зон

«Порядок государственного кадастрового учёта земельных участков в России на современном этапе»

Понятие и признаки прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков

Сизов А. П., Клюев Н. Н. Оценка экологического состояния земельных участков на особо охраняемых природных территориях города // География.

Сегментирование рынка по стоимости земельных участков Московской области

Сегментирование рынка по стоимости земельных участков Московской области

Сегментирование рынка по стоимости земельных участков Московской области

Возмещение убытков землепользователям и собственникам земли в связи с изъятием у них земельных участков

34. Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Земельное законодательство определяет следующие виды изъятия земельных участков:

изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд,

изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования,

конфискация (безвозмездное изъятие за совершенное правонарушение),

реквизиция (при чрезвычайных обстоятельствах).

Основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Ст. 49 ЗК РФ устанавливает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров РФ,

2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения,

объекты использования атомной энергии,

объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации,

объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования,

объекты, обеспечивающие космическую деятельность,

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий,

объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения,

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Ст. 15 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2018 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

П. 10 ст. 32 Жилищного кодека Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ.

П. 9,10 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ.

Ст. 25.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 О недрах.

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Ст. 279 ГК РФ устанавливает, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Однако, уже в ст. 282 ГК РФ вводится уточнение: Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

ИМХО: Введение в ГК РФ ст. 282 в ред. Федерального закона от 31.12.2018 N 499-ФЗ противоречит ст. 8 Конституции РФ, нарушая принцип равной защиты всех форм собственности в РФ: ни физическое, ни юридическое лицо не имеют права подать иск о принудительном изъятии земельного участка у государства или муниципалитета, даже в случае его нецелевого использования.

При этом за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (ст. 281 ГК РФ). Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлен Гл.VII.1 ЗК РФ.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Росреестр об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Консультируют специалисты Управления Росреестра по Оренбургской области:

У государства или муниципалитетов может возникнуть необходимость строительства крупных инфраструктурных объектов на земельных участках, находящихся в собственности граждан и компаний. Такие участки могут изыматься у собственников, если иного способа решения задачи нет. Эта процедура называется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Пример - Сочи во время строительства олимпийских объектов. В качестве другого примера может служить необходимость строительства крупных автотранспортных магистралей и железнодорожных веток. Изъятие земельных участков для государственных нужд процесс длительный и занимает по времени не менее полугода.

Условия изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий:

- для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет от даты утверждения таких документов,

- для создания или расширения особо охраняемой природной территории,

- для выполнения международного договора,

- для выполнения работ, связанных с пользованием недрами,

- после признания аварийного состояния многоквартирного дома.

Единственной категорией земель, которая не может быть изъята, являются земли особо охраняемой природной территории, предоставленные федеральным госбюджетным учреждениям, осуществляющим управление такими природными территориями, «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

Кто принимает решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления, причем решение об изъятии органы власти принимают не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Ходатайство может быть подано отношении одного или несколько участков. В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия. Ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ).

С чего начинается изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению в связи с изъятием,

убытки, причинённые изъятием земельного участка, или убытки в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды),

упущенная выгода. Если на изымаемых участках расположен многоквартирный комплекс или иное здание, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, за счет средств указанной организации. Законом конкретизированы и объекты, не подлежащие учёту при установлении размера возмещения. Так, правообладатель участка не сможет получить возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию участка, или за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды участка, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии земли (п. 8 ст. 56.8 ЗК РФ).

Изъятие земельного участка из оборота

Одним из безусловных оснований для отказа в выкупе (приватизации) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является отнесение такого участка к изъятым из оборота.

Такие участки в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.

Исчерпывающий перечень земельных участков, отнесенных к изъятым из оборота, установлен Земельным кодексом РФ.

К таковым относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

государственными природными заповедниками и национальными парками,

Согласно ЗК РФ земли государственных природных заповедников, национальных парков, относятся к землям особо охраняемых природных территорий. В силу прямого указания ЗК РФ земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.

Государственный природный заповедник, также как и национальный парк учреждаются постановлением Правительства РФ. Кроме того, в отношении каждого конкретного государственного природного заповедника органом, уполномоченным на то Правительством РФ органом власти, должно быть утверждено соответствующее положение, закрепляющее его статус. Подобное же положение утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и в отношении национального парка. В указанных положениях закрепляются и описываются соответствующие границы заповедника, парка.

Помимо указанного следует отметить, что границы земель особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, к коим относятся государственные природные заповедники и национальные парки, отображаются в генеральных планах поселений и городских округов.

Таким образом, границы государственных природных заповедников, национальных парков должны быть установлены на местности, что позволит определить факт нахождения (либо отсутствие такового) конкретного участка на территории того или иного государственного природного заповедника или национального парка.

- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы,

- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды,

- объектами организаций федеральной службы безопасности,

- объектами организаций федеральных органов государственной охраны,

- объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ,

- объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования,

- объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний,

- воинскими и гражданскими захоронениями,

- инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

При совокупном наличии указанных выше обстоятельств, а именно:

  • расположении на земельном участке поименованных объектов,
  • нахождении поименованных объектов в федеральной собственности,

Правовой центр «Два М» оказывает следующие услуги по вопросам предоставления земельных участков:

  • правовая экспертиза возможности приобретения прав на земельный участок,
  • анализ возможностей исключения земельного участка из числа изъятых из оборота,
  • юридическое сопровождение действий по оспариванию отказа в предоставлении земельного участка в собственность либо действий по получению земельного участка на праве аренды.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: