Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд порядок

Основания и порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

В соответствии с Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Гражданское законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка:

1) обращение взыскания на земельный участок по обязательствам (например, в порядке обращения взыскания на заложенный земельный участок),

2) отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу (в соответствии с Федеральным законом ",Об обороте земель сельскохозяйственного назначения",, если земельный участок был унаследован иностранным гражданином, то он должен быть отчужден. В противном случае уполномоченный орган власти вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении иностранного гражданина к отчуждению земельного участка на торгах),

3) реквизиция, конфискация или национализация земельного участка,

4) отчуждение доли в праве общей долевой собственности на земельный участок в случае невозможности выдела доли в натуре при условии выплаты соответствующей денежной компенсации,

5) изъятие (выкуп) земельного участка для государственных или муниципальных нужд,

6) изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

Земельный кодекс РФ содержит специальные правила в отношении двух оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка: реквизиции и изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Прекращение прав на землю путем изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится в исключительных случаях, связанных:

1) с выполнением международных обязательств Российской Федерации,

2) с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень таких объектов),

3) в иных случаях, установленных федеральными законами, а применительно к изъятию (выкупу) из земель, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, - в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда. Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Однако собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о его выкупе.

В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ ",Об оценочной деятельности в Российской Федерации",.

Земельным кодексом РФ предусматривается возможность реквизиции земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Земельный участок в этом случае может быть временно изъят у собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земли причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка собственнику возмещается его рыночная стоимость или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Лицо, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать в судебном порядке возврата ему реквизированного земельного участка.

Порядок изъятия и предоставления земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Изъятие земельного участка - один из правовых инструментов, дающий возможность органам государственного управления земельными ресурсами принудительно отчуждать земельные участки для использования их в публичных интересах.

ЗК РФ признает необходимость изъятия земель для государственных и муниципальных нужд. Законодатель указывает на исключительность такого рода случаев, устанавливая их закрытый перечень.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд производится по решению исполнительных органов власти. Указанные решения принимаются:

  1. федеральными органами исполнительной власти,
  2. органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Органы местного самоуправления не имеют права выносить решения об изъятии (выкупе) земельных участков для муниципальных нужд, поэтому при необходимости изъятия земельного участка для муниципальных нужд органы местного самоуправления должны обращаться в государственный орган исполнительной власти субъекта РФ с просьбой о принятии соответствующего решения.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится одновременно с его предоставлением соответствующему лицу. Земельное законодательство регламентирует процедуру по изъятию и предоставлению земельных участков.

Изъятие земельных участков с целью их последующего предоставления для строительства проходит две стадии:

  1. стадию предварительного согласования места размещения объекта,
  2. стадию непосредственного изъятия земельного участка.

На стадии предварительного согласования обязательное участие принимают собственники земельных участков. В случае несогласия собственника земельного участка с решением о предварительном согласовании, принимаемым в соответствии с земельным законодательством, он может обратиться в суд.

Одна из важных гарантий прав собственника земельного участка - письменное уведомление об этом органом, принявшим решение об изъятии.

Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Основное условие, при котором допускается изъятие участка как у собственников, так и у землепользователей и арендаторов, - это предварительное и равноценное возмещение. Выкупная цена при изъятии земельного участка у собственника для государственных нужд, а также условия такого выкупа устанавливаются соглашением с собственником участка. Второй стороной соглашения должен быть орган, осуществляющий от имени РФ, ее субъектов и муниципальных образований право собственности на землю, ибо при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд у их собственников они переходят соответственно в федеральную, региональную либо в муниципальную собственность.

В выкупную цену включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все иные убытки.

Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд: понятие, основание, процедура

Основания изъятие земель для государственных и муниципальных нужд

- если это необходимо для выполнения международных обязательств РФ

- если это необходимо для размещения следующих объектов (при отсутствии других вариантов возможного размещения):

объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения

объектов использования атомной энергии

объектов обороны и безопасности

объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения

объектов, обеспечивающих космическую деятельность

объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы РФ

линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий

объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения

автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения

- при иных обстоятельствах в установленных федеральными законами случаях.

Процедура изъятия земель для государственных и муниципальных нужд

-данные, позволяющие установить изымаемый земельный участок (местонахождение, площадь, кадастровый номер участка и т.д.), при этом прилагается кадастровая карта (плана) земельного участка

-цель предстоящего изъятия

-срок, в течение которого предстоит осуществить изъятие

-данные, указывающие на лицо, у которого производится изъятие участка

-правовые основания, на которых изымаемый земельный участок принадлежит собственнику

-в решении должны быть указаны права собственника, в связи с предстоящим изъятием

-в решении дается поручение соответствующим службам:

--о необходимости извещения собственника земельного участка о принятом решении

--об обеспечении государственной регистрации решения

--об извещении собственника о произведенной регистрации

--о подготовке проекта соглашения с собственником изымаемого участка.

Данный перечень не является исчерпывающим и в решение могут быть указаны и другие данные.

-рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества

-убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Всего комментариев к статье Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд: понятие, основание, процедура

И в суд обращаться, наверно, бессмысленно. Просто оттянется срок переселения и потрачено много нервов.

55 Изъятие земельных участков Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации,

2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения,

объекты использования атомной энергии,

объекты обороны страны и безопасности государства,

объекты федерального транспорта, объекты связи, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования,

объекты, обеспечивающие космическую деятельность,

линейные объекты федерального и регионального значения,

объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения федерального, регионального или местного значения,

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения,

Также земельное законодательство предусматривает случаи ограничения изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа:

такие ограничения изъятия земельных участков устанавливаются с целью охраны земель сельскохозяйственного назначения,

земельные участки в городских и иных поселениях могут быть изъяты или выкуплены для государственных или муниципальных нужд под застройку только в соответствии с генеральными планами и правилами землепользования и застройки (п. 3 ст. 83 ЗК РФ),

земли особо охраняемых природных территорий имеют особый правовой режим, поэтому использование указанных земель для иных целей ограничивается или запрещается (ст. 94 ЗК РФ),

в интересах охраны земель, занятых лесами первой группы, - только в исключительных случаях (п. 3 ст. 101 ЗК РФ).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд производится по решению исполнительных органов власти. Такие решения принимаются либо федеральными органами исполнительной власти, либо органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Как правило, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится одновременно с его предоставлением соответствующему лицу..

В качестве одной из важных гарантий прав собственника земельного участка является его письменное уведомление об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.В выкупную цену включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все иные убытки, включая упущенную выгоду. При этом специально упоминаются также убытки, которые собственник несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами.

В случае изъятия земельного участка к акту выбора земельного участка прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства. В состав убытков, которые собственник несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, может включаться упущенная выгода, т.е. те доходы, которые он должен был получить, но не получил в связи с изъятием земельного участка.

Выплата стоимости земельного участка должна производиться за счет средств соответствующего бюджета, поскольку здесь имеет место смена собственника земельного участка: из собственности юридического или физического лица она переходит в собственность РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Изъятие земель для государственных нужд

- убытки, причиненные собственнику земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода.

2. Собственник (правообладатель) уведомляется об изъятии земельного участка не менее чем за год до предполагаемой даты изъятия.

3. Решение регистрируется в Едином государственном реестре прав, о чем сообщается собственнику (правообладателю).

4. С собственником земельного участка заключается соглашение о выкупе земельного участка, а при не достижении такого соглашения выкуп происходит в судебном порядке по истечении года с момента уведомления.

5. Осуществляется государственная регистрации прав на земельный участок и/или недвижимое имущество за новым владельцем.

2009-2017 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов

разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд порядок

Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд изложены в статье 55 Земельного кодекса РФ. Согласно данной статьи изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд является одним из правовых способов обеспечения публичных интересов при использовании земельных участков. Определено, что изъятие не может быть произведено по усмотрению уполномоченного органа, принимающего решение об изъятии, а только в связи с наступлением обстоятельств, указанных в ст. 49 ЗК РФ. Такие обстоятельства устанавливаются в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации,

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения,

- объекты использования атомной энергии,

- объекты обороны и безопасности,

- объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи,

- объекты обеспечивающие космическую деятельность,

- объекты обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации,

- линейные объекты федерального регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий,

- объекты электро-, газо-, тепло-, и водоснабжения муниципального значения,

- автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения,

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

Согласно ГК (гл. 17) земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Государственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Выкуп для государственных или муниципальных нужд части земельного участка допускается не иначе как с согласия собственника.

Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену. Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: