Лермонтов завещание стихотворный размер

Анализ стихотворения Лермонтова «Завещание»

Незадолго до своей трагической гибели Михаил Лермонтов написал стихотворение «Завещание» (1840 г), которое, на первый взгляд, не имело никакого отношения к судьбе самого поэта. В нем автор изобразил умирающего солдата, который прощается со своим другом и братом по оружию, наказывая ему выполнить последнюю волю. Солдат был сражен вражеской пулей и, находясь в лазарете, понимает, что жить ему осталось совсем немного. Он просит неизвестного собеседника передать поклон родной земле и рассказать тем, кто дорого солдату, о его смерти. «Скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был, что умер честно за царя», —, отмечает главный герой произведения. При этом он

подчеркивает, что его другу вряд ли удастся застать в живых отца и мать. И это неудивительно, потому что в царской России в армию солдат призывали сроком на 25 лет. И если им удалось выжить во многочисленных войнах, то дома они уже практически никого не заставали и своих близких. Поэтому главный герой стихотворения, с одной стороны, очень опечален тем, что его родители, вероятно, уже умерли. С другой же стороны он не хочет, чтобы они знали о его гибели. Поэтому он просит друга не сообщать им об этом, если застанет стариков в живых. «Скажи, что я писать ленив, что полк в поход послали и чтоб меня не ждали», —, отмечает солдат.

Лермонтов нарочно не указывает, кем был его герой в обычной жизни. Вероятнее всего, он —, обычный крестьянский парень, которому служба армии сломала всю жизнь. сам же герой признается в том, что когда-то был влюблен в свою соседку. Однако он понимает, что избранница уже давно забыла о его существовании. Ей солдат разрешает рассказать о своей гибели. «Ты расскажи всю правду ей, пустого сердца не жалей!», —, отмечает главный герой. Действительно, его бывшая возлюбленная может оказаться единственным человеком, который искренне поплачет о погибшем. Но это печальное известие вряд ли затронет ее душу, потому что образ того, кого она когда-то любила, дано уже стерся из памяти этой немолодой уже женщины.

Рассказывая о судьбе неизвестного русского солдата, Михаил Лермонтов вкладывает в это стихотворение тайный смысл. Между строк можно прочесть завещание самого поэта, который знает, что его жизнь будет недолгой и интуитивно ищет смерти. Сегодня многие исследователи творчества Лермонтова приходят к убеждению, что этот человек обладал пророческим даром и знал, что должен умереть. Если исходить из этого, то тайный смысл стихотворения «Завещание» становится явным. Ведь поэт также погиб от пули в грудь во время дуэли, хотя мечтал умереть на поле брани. Точно так же, как и у главного героя произведения, у Лермонтова к тому моменту в живых не было ни отца, ни матери, а к родной бабушке он питал весьма сложные и смешанные чувства, не считая ее близким для себя человеком.

Что касается образа девушки-соседки, то под это определения могут попасть многие женщины, которыми восхищался поэт. Однако, вероятнее всего, автор подразумевает Варвару Лопухину, которая была его музой до самой смерти, хотя Лермонтов отказался связывать себя узами брака с женщиной, которую боготворил. Именно от был виноват в разрыве отношений с возлюбленной, считая, что не способен сделать ее по-настоящему счастливой. Однако в стихотворении ситуация представлена с точностью до наоборот: автор фактически обвиняет свою избранницу в том, что она его забыла. И это —, единственная неточность в произведении, которую можно считать неумелой попыткой Лермонтова оправдать свои поступки. Он посчитал, что Лопухина гораздо легче перенесет известие о его смерти, если будет знать, что между ними все кончено. И —, оказался неправ, потому что лишил возлюбленную возможности провести с ним последние месяцы жизни, о чем Варвара Лопухина сожалела до самой смерти.

помогите написать анализ стихотворения Лермонтова Завещание (наедене с тобою брат. )

3.композиция и внутренний сюжет

4. описание лирического героя

5.особенности языка (какие средства использовались)

7.размер и рифма

8.место в творчестве поэта

Стихотворение-рассказ, стихотворение-монолог, повествователь отделен от автора, это персонажная, ролевая лирика. Это монолог человека, наделенного своей судьбой, биографией (простой человек, простая душа) . В пространстве стихотворения присутствует невидимый собеседник, земляк, к которому обращено завещание, просьба. Простота повествователя, его бесхитростность выражаются в его речи, причем автор именно эту сторону (безыскуеность, простоту и искренность) подчеркивает. Персонаж наделен трезвостью взгляда на себя и на других: в конец каждой строфы вынесены выводы, говорящие о трезвости героя.

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

Монолог подкупает простой, но сильной правдой. Герой монолога мыслит как солдат, но одновременно он мыслит как Лермонтов (пускай она поплачет, ей ничего не значит ). Характерен в данном стихотворении синтаксис: поэт запечатлевает в синтаксисе особенности устной речи (монолог не записанный, а произносимый: смотри ж, соседка есть у них одна, пропуски, вопросы к самому себе, многоточия - все это свидетельствует о спонтанном, сиюминутном рассказе) . Лермонтов не сгущает эти особенности, но дает их почувствовать.

Стихотворение состоит из 4-х восьмистиший, причем каждая строфа представляет маленький рассказ, где первые две строки - эмпирика, а две следующие - умозаключение, эти последние строки в каждой строфе - узловые, опорные пункты смысла монолога-завещания.

Стихотворение написано трехстопным ямбом со множеством стоп - пиррихиев, которые снимают лишние ударения, приближая речь к разговорной. Необычна рифмовка. В рифму вынесены служебные слова, обращения, модальные слова - все это опять же создает впечатление безыскусности рассказа.

Название стихотворения ассоциативно рождает тему смерти, скорой кончины, которая, в свою очередь, является сквозной в лирике Лермонтова.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Завещание»

За год до своей смерти М.Ю. Лермонтов с помощью стихотворного и провидческого дара создал «Завещание». Это был 1840 год. Вдохновленный темой войны и патриотизма, поэт выбрал лирического героя простого солдата.

«Завещание» начинается с обращения к другу, с просьбой высказаться перед смертью. Лермонтов пишет образ солдата, раненного выстрелом в грудь, это читается не только в словах, но и в большом количестве предложений с многоточиями. Пунктуация выражает то, с какой сложностью произносит последнюю речь умирающий герой.

Просит солдат товарища передать родине «поклон», упоминает он о родителях и об одной девушке. Чувствуется трогательная любовь к отцу и матери в пожелании не огорчать их горькой вестью о гибели сына: «жаль мне опечалить их». Он хочет, чтобы боевой друг не говорил им правды, сказав вместо этого об отправлении в долгий поход. Кроме того, он сомневается, живи ли теперь самые родные люди. Такие слова подчеркивают трагизм судьбы, который был характерен многим лирическим персонажам Лермонтова. С жизнью прощается юный человек на заре жизни, успевший разочароваться и потерять веру в счастье и любовь.

Девушка, упоминаемая бойцом, соседка, в которую он был беззаветно влюблен. Он уверен, что она давно живет своей жизнью, в которой нет места воспоминаниям об их знакомстве. Поэтому, раздосадованный, он просит сказать ей все как есть, ведь если и поплачет любимая, но не любящая, не будут искренними, горячими те слезы.

Солдат Лермонтова описан хоть и драматично, но явно подчеркнута светлая сторона его доблесть, достойная уважения смерть «за царя».

Исповедь героя в форме монолога звучит прозаично, хаотично, с употреблением народной лексики. Восклицательные конструкции передают яркую эмоциональность речи. Прямое обращение в первой строке («брат») настраивает на задушевный, интимный тон разговора. Размер стиха ямб.

Поэту удалось воплотиться в романтическом образе военного, перенять мрачные мысли умирающего, проникнуться всей болью жизни, отразить душевные мучения от столкновения с враждебностью внешнего мира и воспеть красивую, героическую смерть за любовь к родине.

Анализ стихотворения «,Завещание»,

Стихотворение «,Завещание», написано поэтом за год до гибели, в период, когда он находился под впечатлением от походов русской армии в Чечню. По форме стихотворение «,Завещание», представляет собой монолог умирающего на чужбине воина. Тяжело раненный в бою, на пороге смерти он посылает со своим товарищем последний привет родной земле и тем, кто помнит или даже не помнит его. Повествование от первого лица помогает раскрыть внутренний мир героя.

Первые его слова: «Наедине с тобою, брат …, » —, создают атмосферу исповеди. В этом монологе выражена бесхитростная и мужественная суть характера русского солдата с его добротой и чувством долга, фатализмом и глубокой любовью к родине. Наверняка герой молод, и читателя поражает его искренность и суровая готовность к смерти. Он говорит о том, что его судьбой «никто не озабочен». А его слова о том, что он «умер честно за царя», полны достоинства.

Он просит передать «поклон родному краю». Очень трогательно звучит просьба скрыть известие о его смерти от отца и матери: «Признаться, право, было б жаль / Мне опечалить их». А вот женщина, с которой он уже давно расстался, не будет искренне горевать: «Пускай она поплачет …, / Ей ничего не значит!»,

Автор очень точно передал лексикой, рифмой, построением фраз, расстановкой знаков препинания характер лирического героя и даже его физическое состояние. Все слова, которые он произносит, именно те, каких ждёшь от обыкновенного солдата. Он точно указывает характер своего ранения «навылет в грудь» ), врачей называет лекарями, а родине посылает не привет, не любовь, а именно поклон. А «умер честно за царя» —, это точная формулировка извещения о гибели.

В монологе раненого солдата много коротеньких, а часто даже не законченных предложений, которые отмечены многоточием (семь многоточий на четыре строфы!). Так автор передаёт прерывистую речь и затруднённое дыхание героя. Той же цели служит скопление звуков п, которые имитируют затруднение речи:

Ты расскажи всю правду ей,

Пустого сердца не жалей,

Пускай она поплачет …,

Лирический герой стихотворения —, типичный для творчества Лермонтова романтический герой с трагической судьбой, который погибает «во цвете лет». Стихотворение «,Завещание», не богато яркими лексическими средствами выразительности. Здесь есть эпитет (пустое сердце), использовано обращение брат, которое подчеркивает доверительность интонации стихотворения, и устойчивые метафорические выражения (застать в живых, ранить навылет, послать поклон: жить па свете).

В стихотворении много восклицательных предложений и умолчаний —, это помогает автору передать живую речь. Включены речевые обороты в народном стиле (сказать по правде, ей ничего не значит), :которые дополняют образ лирического героя.

Формально текст можно разбить на четверостишия с построчной или пере:крёстной рифмой в различной последовательности. Размер их также неоднороден: то чёткий четырёхстопный ямб, то разностопный. Такое, на первый взгляд, хаотичное построение стихотворения позволяет передать безыскусную простонародную речь лирического героя.

И. Л. Андроников, известный литературовед, исследователь творчества Лермонтова, отмечал его способность перевоплощаться в героев создаваемых им произведений. В творчестве поэт не был ни тем надменным гордецом, каким видели его в светском обществе, ни язвительным острословом, каким был он в :кругу офицеров.

Вот и в этом небольшом стихотворении «,Завещание», Лермонтов просто, без изысков рассказал историю умирающего воина, будто действительно сам пере воплотился в него —, перенял речь и образ мыслей обыкновенного солдата.

Анализировать стихотворение лермонтова завещание

Ответы и объяснения

Стихотворение «Завещание» написано поэтом за год до гибели, в период, когда он находился под впечатлением от походов русской армии в Чечню. По форме стихотворение «Завещание» представляет собой монолог умирающего на чужбине воина. Тяжело раненный в бою, на пороге смерти он посылает со своим товарищем последний привет родной земле и тем, кто помнит или даже не помнит его. Повествование от первого лица помогает раскрыть внутренний мир героя.

Первые его слова: «Наедине с тобою, брат » создают атмосферу исповеди. В этом монологе выражена бесхитростная и мужественная суть характера русского солдата с его добротой и чувством долга, фатализмом и глубокой любовью к родине. Наверняка герой молод, и читателя поражает его искренность и суровая готовность к смерти. Он говорит о том, что его судьбой «никто не озабочен». А его слова о том, что он «умер честно за царя», полны достоинства.

Он просит передать «поклон родному краю». Очень трогательно звучит просьба скрыть известие о его смерти от отца и матери: «Признаться, право, было б жаль / Мне опечалить их». А вот женщина, с которой он уже давно расстался, не будет искренне горевать: «Пускай она поплачет / Ей ничего не значит!»,

Автор очень точно передал лексикой, рифмой, построением фраз, расстановкой знаков препинания характер лирического героя и даже его физическое состояние. Все слова, которые он произносит, именно те, каких ждёшь от обыкновенного солдата. Он точно указывает характер своего ранения «навылет в грудь» ), врачей называет лекарями, а родине посылает не привет, не любовь, а именно поклон. А «умер честно за царя» это точная формулировка извещения о гибели.

В монологе раненого солдата много коротеньких, а часто даже не законченных предложений, которые отмечены многоточием (семь многоточий на четыре строфы!). Так автор передаёт прерывистую речь и затруднённое дыхание героя. Той же цели служит скопление звуков п, которые имитируют затруднение речи:

Ты расскажи всю правду ей,

Пустого сердца не жалей,

Пускай она поплачет

Лирический герой стихотворения типичный для творчества Лермонтова романтический герой с трагической судьбой, который погибает «во цвете лет». Стихотворение «Завещание» не богато яркими лексическими средствами выразительности. Здесь есть эпитет (пустое сердце), использовано обращение брат, которое подчеркивает доверительность интонации стихотворения, и устойчивые метафорические выражения (застать в живых, ранить навылет, послать поклон: жить па свете).

В стихотворении много восклицательных предложений и умолчаний это помогает автору передать живую речь. Включены речевые обороты в народном стиле (сказать по правде, ей ничего не значит), :которые дополняют образ лирического героя.

Формально текст можно разбить на четверостишия с построчной или пере:крёстной рифмой в различной последовательности. Размер их также неоднороден: то чёткий четырёхстопный ямб, то разностопный. Такое, на первый взгляд, хаотичное построение стихотворения позволяет передать безыскусную простонародную речь лирического героя.

И. Л. Андроников, известный литературовед, исследователь творчества Лермонтова, отмечал его способность перевоплощаться в героев создаваемых им произведений. В творчестве поэт не был ни тем надменным гордецом, каким видели его в светском обществе, ни язвительным острословом, каким был он в :кругу офицеров.

Вот и в этом небольшом стихотворении «Завещание» Лермонтов просто, без изысков рассказал историю умирающего воина, будто действительно сам пере воплотился в него перенял речь и образ мыслей обыкновенного солдата.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остается жить!

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж. Да что? моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

А если спросит кто-нибудь.

Ну, кто бы ни спросил,

Скажи им, что навылет в грудь

Я пулей ранен был,

Что умер честно за царя,

Что плохи наши лекаря

И что родному краю

Поклон я посылаю.

Застанешь ты в живых.

Признаться, право, было б жаль

Мне опечалить их,

Но если кто из них и жив,

Скажи, что я писать ленив,

Что полк в поход послали

И чтоб меня не ждали.

Как вспомнишь, как давно

Расстались. Обо мне она

Не спросит. все равно,

Ты расскажи всю правду ей,

Пустого сердца не жалей,

Пускай она поплачет.

Ей ничего не значит!

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 3-х строф (всего 32 строки)

Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( )

1-я cтрофа - 16 строк, многоостишие.

Рифмовка: ABAB CCDD EFEF GGAB

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.

Двухсложные стопы состоят из двух слогов:

хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.

Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:

дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).

Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.

Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.

Стихотворный размер

Размер - это способ звуковой организации стиха, порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Понравилась статья? Поделить с друзьями: