Надзор за органами дознания предварительного следствия

Надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия

Для принятия адекватных мер в борьбе с преступностью негативным социально-правовым явлением правоохранительные органы наделены властными полномочиями, ограничивающими в определенной мере права и свободы личности. При этом они должны не только обеспечить защиту гражданского общества и человека от преступных посягательств, выявлять причастных к нему лиц, но и не допускать нарушений установленных правил уголовного судопроизводства.

Дознание и предварительное следствие это две процессуальные формы досудебной деятельности уполномоченных органов по выявлению и расследованию преступлений. Они отличаются друг от друга по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами.

Расследование преступлений является сложной стадией уголовного процесса. На этой стадии досудебного производства органы расследования устанавливают круг доказательств, решают вопросы правовой оценки преступления, привлечения лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности. В пределах, установленных предварительным расследованием, проводится впоследствии судебное разбирательство. Поэтому прокурор при осуществлении надзорных полномочий обязан следить за тем, чтобы выявление и расследование преступлений проводились в рамках строжайшего соблюдения законности.

Деятельность органов расследования детально регламентирована уголовно-процессуальным законодательством, в соответствии с которым прокурорский надзор должен способствовать обеспечению законности возбуждения уголовных дел, своевременному раскрытию преступлений, их качественному расследованию в установленные законом сроки и обоснованному привлечению граждан к уголовной ответственности. Надзор прокурора за расследованием преступлений должен действовать постоянно на всех стадиях досудебного производства.

Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с расследованием ими уголовных дел даются в письменном виде и являются для этих органов обязательными.

Прокурорский надзор осуществляется в одном и том же правовом режиме, как за законностью дознания, так и за законностью предварительного следствия независимо от некоторых различий между дознанием и следствием. Его формы не меняются и в зависимости от ведомственной принадлежности следственного аппарата или органа дознания.

Важной мерой по защите конституционных прав на личную свободу является надзор за законностью сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей. Сроки ареста и порядок их продления регулируются ст. 153 УПК РК.

Глава 2 Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Статья 29. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:

1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления, проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщении о совершенных или готовящихся преступлениях,

2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание,

3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмены меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления,

4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры,

5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу,

6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных законом,

7) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом,

8) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования,

9) изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования,

10) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела,

11) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении, прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам, дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено законом, утверждает обвинительные заключения (постановления), направляет уголовные дела в суд.

Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, являются для этих органов обязательными

Надзор за органами дознания предварительного следствия

8.2. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.

В соответствии со ст. 150 УПК предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Другим объектом, на деятельность которого распространяются надзорные полномочия прокурора, является орган дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

органы Министерства внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД,

Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ,

командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов,

органы Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Уголовно-процессуальным законом на органы дознания возлагаются следующие полномочия: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 УПК полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение:

1) прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления уголовного преследования,

2) установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о совершаемых, совершенных и готовящихся преступлениях,

3) законности проведения предварительного расследования,

4) законов при принятии решений органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Законодательно установлены также пределы прокурорского надзора.

1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, согласно п. 31 ст. 5 УПК могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем представляется правильным, что помощники прокурора имеют право по поручению надзирающего прокурора принимать участие в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно ч. 6 ст. 37 УПК полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.

2. Надзор прокурора осуществляется только в рамках УПК и Закона о прокуратуре и касается исключительно процессуальных аспектов. Вмешиваться в организационно-распорядительную деятельность органов, проводимых предварительное следствие и дознание, прокурор не имеет права.

3. Указания надзирающего прокурора не всегда являются безусловными для исполнения и могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.

Лекция 6. Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

6.2. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.

В соответствии со ст. 150 УПК РФ предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Другим объектом, на деятельность которого распространяются надзорные полномочия прокурора, является орган дознания. В соответствии со ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

- органы Министерства внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД,

- Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав, Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ,

- командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов,

- органы Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Уголовно-процессуальным законом на органы дознания возлагаются следующие полномочия: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 УПК РФ полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение:

1) прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления уголовного преследования,

2) установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о совершаемых, совершенных и готовящихся преступлениях,

3) законности проведения предварительного расследования,

4) законов при принятии решений органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Законодательно установлены также пределы прокурорского надзора.

1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем представляется правильным, что помощники прокурора имеют право по поручению надзирающего прокурора принимать участие в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно ч. 6 ст. 37 УПК РФ полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.

2. Надзор прокурора осуществляется только в рамках УПК РФ и Закона о прокуратуре и касается исключительно, процессуальных аспектов. Вмешиваться в организационно-распорядительную деятельность органов, проводимых предварительное следствие и дознание, прокурор не имеет права.

3. Указания надзирающего прокурора не всегда являются безусловными для исполнения и могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.

Прокур.надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия ведется прокурорами всех уровней. В районных (и приравненных к ним иных) прокуратурах организация работы в данном направлении определяется прежде всего объемом уголовно-пр.деятельности, осуществляемой органами дознания и предварительного следствия. От этого зависят штатная численность прокурорских работников, в функциональные обязанности которых входит осуществление надзора в сфере уголовно-процессуальной деятельности. В крупных районных прокуратурах это наиболее объемный участок работы, в котором принимают, участие прокурор района, его заместитель и кто-либо из старших помощников или помощников прокурора, действующие в пределах своей компетенции.

В прокуратурах с небольшим объемом работы надзор за дознанием и следствием осуществляют прокуроры района и, если в штате имеются помощники, один из них.

В прокуратурах субъектов Федерации надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, как ив районных (городских) и приравненных к ним других прокуратурах, занимает ведущее место.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия начинается со стадии возбуждения уголовного дела. ",

Задачами прокурорского надзора на этом этапе являются: выявление, устранение и предупреждение случаев укрытия преступлений от учета, незаконного возбуждения уголовного дела или отказов в возбуждении дела, незаконного направления материалов о преступлениях по подследственности. В соответствии с п. 1 ч. Д ст. 211 УПК прокуроры рбязаны проверять не реже одного раза в месяц исполнение закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях.

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:

1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления, проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях,

2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание,

3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления,

4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры,

5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу,

6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтовотелеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,

7) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом,

8) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования,

9) изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования,

10) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела,

11) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении, прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам, дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено настоящим Кодексом, утверждает обвинительные заключения (постановления), направляет уголовные дела в суд.

Прокурор осуществляет также и иные полномочия, предоставленные ему настоящим Кодексом.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов рассматривается как самостоятельная форма государственной деятельности.

Прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел военными судами

Кто осуществляет высший надзор за точным исполнением законов о труде ( в том числе об охране труда)

Московскому прокурору по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, прокурору Московского метрополитена

«О прокуратуре» (статья 5), на прокуратуру возлагается поддержание государственного обвинения в суде. Именно эта функция в указанных.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: