Возмещение ущерба при дтп с учетом износа или без

Верховный суд: выплата по ОСАГО даже при ремонте идет с учетом износа

Верховный суд РФ опубликовал обзор судебной практики 4 за 2018 год. В обзоре, в частности, дается ответ на вопрос о возможности взыскания выплаты по ОСАГО без учета износа.

Потерпевший при обращении в страховую компанию за выплатой по ОСАГО выбрал способ возмещения вреда, причиненного машине в ДТП, в виде организации и оплаты восстановительного ремонта на СТО страховой компании.

Может ли потерпевший требовать с непосредственного причинителя вреда возмещения стоимости деталей, узлов, агрегатов, необходимых для восстановления машины, без учета износа?

Нет, не может. Выплата по ОСАГО всегда рассчитывается с учетом износа.

По действующему законодательству договор ОСАГО предусматривает выплату страхового возмещения в пределах страховой суммы. Такая страховая сумма предусмотрена в подпункте «,б», статьи 7 ФЗ «,Об ОСАГО», —, 400 тысяч рублей на возмещение вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего.

ФЗ об ОСАГО дает потерпевшему право выбрать способ возмещения вреда —, получить страховую выплату деньгами (наличными через кассу страховой компании или путем перечисления на банковский счет) либо направить поврежденный автомобиль на ремонт на СТО, с которой у страховой компании есть договор о ремонте.

Все, кто ремонтировали свои машины по ОСАГО, знают, что страховая компания просит доплачивать некую сумму за износ деталей (т.к. после ремонта вы получите новые детали, а на момент ДТП на машине стояли б/у).

В пункте 19 статьи 12 ФЗ об ОСАГО прямо указано, что размер расходов на запчасти определяется с учетом износа деталей, узлов и агрегатов, подлежащих замене при восстановительном ремонте. Это правило распространяется на оба варианта возмещения. Размер выплаты с 17.10.2018 рассчитывается по Единой методике определения расходов на восстановительный ремонт (положение ЦБ РФ 432-П от 19.09.2018).

То есть потерпевший может требовать с причинителя вреда возмещение ущерба в сумме, превышающей 400 тысяч рублей. Однако размер возмещения ущерба все равно должен определяться с учетом износа.

Новость с сайта «Вести права» правовые решения и советы юриста. VestiPrava.com Latest posts by VestiPrava.com (see all)
  • Как бесплатно восстановить КБМ и скидку по ОСАГО? - 26 сентября 2018 г.
  • Как самостоятельно проверить квартиру перед покупкой? - 05 сентября 2018 г.
  • Как оформить льготу по налогу на имущество? - 15 августа 2018 г.
Комментарии: 3 комментария на «,“,Верховный суд: выплата по ОСАГО даже при ремонте идет с учетом износа”,»,

…, тему: Верховный суд: выплата по ОСАГО даже при ремонте идет с…,ОСАГО будет дороже для нарушителей …,

Возмещение ущерба при ДТП без учета износа Вашего автомобиля

У большинства владельцев транспортных средств, ставшими участниками дорожно-транспортного происшествия, при получении страхового возмещения возникает вопрос о том, учитывается ли износ автомобиля при выплате по ОСАГО. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо внимательно разобраться с нормами действующих законов.

Возможно ли возмещение ущерба при ДТП без учета износа

Возмещение ущерба в рамках ОСАГО должно производиться в рамках Федерального закона «,Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств и принятых в соответствии с ним Правилами ОСАГО. Однако в этом пункте между указанными нормативными актами существует расхождение.

В самом законе не предусмотрено ограничение страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось транспортное средство на момент причинения повреждений. Таким образом, страховая выплата по ОСАГО должна осуществляться без учета износа.

С другой стороны, в Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств содержится пункт, который гласит что «,при определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах»,. Страховые компании достаточно часто используют это расхождение для того, чтобы уменьшить сумму положенных страховых выплат и оплачивает возмещение с учетом износа деталей. Однако данное положение Закона не применимо при возмещении ущерба с виновного физического лица.

Если вы являетесь виновником дорожно-транспортного происшествия, для снижения суммы, которая взыскивается с вас, необходимо настаивать на неосновательном обогащении со стороны другого участника ДТП при требовании возмещения ущерба без учета износа транспортного средства.

Однако, взыскать с виновника ДТП ущерб без учета износа автомобиля можно, ссылаясь на ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, где указывается, что под реальным ущербом следует понимать расходы, которые потерпевшая сторона произвела или должна будет произвести для осуществления ремонта поврежденного имущества. Невозможно приобрести деталь на поврежденный автомобиль с конкретным износом, который установлен независимой оценкой. Поэтому приобретение новых деталей должно считаться реальным ущербом.

Если же снова взглянуть с другой стороны, то требования потерпевшего направлены на улучшение и модернизацию его автомобиля, в связи с чем они не подлежат удовлетворению. При отстаивании этой позиции следует руководствоваться Решением Верховного суда РФ от 25.11.2003г. ГКПИ03-1266 «,необходимость учета износа деталей полностью соответствует требованиям ст.15 ГК РФ, поскольку позволяют потерпевшему восстановить свое нарушенное право в полном объеме путем приведения имущества в прежнее состояние, исключающее неосновательное обогащение с его стороны»,.

Судебная практика показывает, что единого решения по данной ситуации нет.

В каждом конкретном случае суд принимает решение, руководствуясь собственным мнением. Таким образом, если вы являетесь ответчиком по делу, у вас есть основания снижать требования и платить с учетом износа, а если вы выступаете истцом, то имеете полное право требовать к возмещению полной суммы, без учета износа транспортного средства.

При решении споров в судебном порядке немаловажное значение имеет правильно составленные документы и грамотно изложенные требования и обоснования вашей точки зрения, поэтому при возникновении сложных ситуаций, если вы не уверены в собственных силах и знаниях, следует обратиться за помощью к профессионалам, имеющим опыт в решении автомобильных споров.

Похожие статьи

Ореховый б-р, д.8-23. Москва , 115582 Россия

Следующая статья Комментарии

Как-то я попал в ДТП, машина сильно не пострадала, да и я был в полном порядке, но виновник отказывался выплаччивать мне компенсацию за предоставленный ущерб. Этот случай был первым в моей жизни и я не знал, что мне делать. Мне ничего не оставлось делать, как искать решение проблемы в интернете, т.к. знакомых юристов я не имел, а разбираться самому было лень. Наткнулся на эту статью. По прочтению решил разузнать, что да как. Позвонил по указанному номеру, и мы договорились о встреча. Меня встретил молодой человек хорошо разберающийся в данной сфере, обсудив все формальности я подписал контракт, и он дал делу ход. В последствии я получил свои ",заслуженные", деньги и конфликт был исчерпан. Хочу выразить огромную благодарность автору за предаставленную стью, и компании Инавэкс за помощь в решении проблем!

Можно ли взыскать ущерб от ДТП с виновника без учета износа автомобиля?

Здравствуйте, по существу заданного Вами вопроса можем сообщить следующее.

Согласно ст. 1072 ГК РФ юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Страховая сумма, в пределах которой страховая компания осуществляет выплату, указана в статье 7 ФЗ «,Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», от 25.04.2002 года 40-ФЗ (далее по тексту &ndash, ФЗ «,Об ОСАГО»,) и равна в настоящий момент для все страховых полисов, оформленных после 01 октября 2018 года 400000 рублей при причинении вреда имуществу.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу ч. 18 и 19 ст. 12 ФЗ «,Об ОСАГО», размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется в случае повреждения имущества потерпевшего - в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.

При этом размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

Таким образом, в законе указано, что страховая компания осуществляет выплату в пределах определенного лимита, при этом расчет ущерба производится с учетом степени износа, определяемой экспертом.

Вы имеете право потребовать с виновника ДТП возмещения ущерба, причиненного Вашему автомобилю, сверх выплаченной страховой компанией суммы, если этой выплаченной Вам суммы недостаточно для восстановления Вашего автомобиля.

Долгое время вопрос о том возможно ли взыскать с виновника ДТП ущерб без учета износа запасных частей оставался открытым. На этот счет существовала крайне противоречивая судебная практика.

Однако, этот вопрос был рассмотрен Пленумом Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 23.06.2018 г. 25 «,О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», (далее по тексту &ndash, Постановление Пленума ВС РФ).

Согласно п. 13 Постановления Пленума ВС РФ при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества.

Следует также учитывать, что уменьшение стоимости имущества истца по сравнению с его стоимостью до нарушения ответчиком обязательства или причинения им вреда является реальным ущербом даже в том случае, когда оно может непосредственно проявиться лишь при отчуждении этого имущества в будущем (например, утрата товарной стоимости автомобиля, поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия).

Таким образом, Верховный суд РФ указал, что в случаях прямо не предусмотренных законом, возмещаться должен ущерб без учета износа.

Руководствуясь Постановлением Пленума ВС РФ, считаем, что Вы вправе требовать с виновника ДТП возмещения ущерба сверх лимита ответственности страховщика без учета износа.

Для более детального ответа на интересующий Вас вопрос предлагаем обратиться за консультацией в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-912-343-72-22.

Возмещение ущерба при дтп с учетом износа или без

Ущерб без учета износа с виновника ДТП: так решил Конституционный Суд РФ.

10 марта 2018 г. Конституционный Суд РФ разрешил вопрос о том, как получить возмещение ущерба от ДТП в полном объеме без учета износа.

Судебная практика по вопросу взыскания ущерба без износа до недавнего времени была отрицательной.

Между тем, еще в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2018 г. 25 судам были даны разъяснения включать в состав реального ущерба расходы на восстановление автомобиля, в случае, если для восстановления требовались новые материалы.

Но, к сожалению, суды не стали руководствоваться данным разъяснением и практика разрешения таких дел сложилась таким образом, что ущерб стал определяться только по Единой методике. Следует отметить, что Единая методика не учитывает реальные цены на восстановление автомобилей, используя лишь средние цены в регионе, при этом цены на запчасти берутся из справочников и мало приближены к реальным (цены на запчасти можно посмотреть на сайте РСА).

Больше того, в 2018 г. Верховный суд выпустил обзор Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного суда РФ 22.06.2018) согласно п. 22 которого с 17.10.2018 г. расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО и для определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с Единой методикой, т.е. с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.

Таким образом, до последнего времени суды взыскивали ущерб с виновника ДТП только в размере, который определялся по Единой методике ЦБ РФ.

Однако, Конституционный Суд РФ с такой позицией не согласился и указал следующее: «Такое понимание оспоренных норм не учитывает различное предназначение мер защиты прав потерпевшего. Это приводит к несоразмерному ограничению его права на возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности, нарушению конституционных гарантий права собственности и права на судебную защиту.

Закон об ОСАГО и основанная на нем Единая методика не препятствуют включению в рамках гражданско-правового спора по ГК РФ полной стоимости ремонта и запчастей в состав подлежащих возмещению убытков потерпевшего от ДТП. Суды при этом могут уменьшать суммы ущерба, если в процессе ремонта использовались новые детали, узлы и агрегаты, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной замене, а также, если виновник ДТП изыщет более разумный способ исправления повреждений имущества».

Другими словами, Конституционный Суд РФ высказал позицию, что разницу между ущербом, выплаченным страховой компанией и реальным ущербом без износа можно взыскать с виновника ДТП. Но при этом, стоимость деталей с нормальным постоянным износом подлежит уменьшению. А кроме того, размер ущерба может быть уменьшен и в том случае, если виновником будет предложен более разумный способ исправления повреждений имущества.

Пока данная позиция Конституционного Суда о взыскании с виновника ущерба без износа не используется судами, однако, в ближайшее время можно с уверенностью ожидать, что ущерб будет возмещаться в полном объеме с виновников ДТП.

Мы проведем предварительную оценку перспектив судебного взыскания и предварительный расчет суммы ущерба, которую можно взыскать без износа с виновника ДТП.

При необходимости подготовим претензии, иски и проведем всю работу по взысканию ущерба.

Один комментарий

Раньше, когда ты обращался за выплатой по полису ОСАГО, тебе платили минимум, определенный по единой методике расчета (брали средние цены на запчасти по справочникам РСА, брали минимальную стоимость нормочаса и выходило процентов 40-50 от реальной стоимости ремонта). То есть, с носом оставался владелец поврежденного автомобиля, получая 50 от реального ремонта.

Теперь же решили, что это неправильно.

Разницу между ущербом, определенным по методике и реальными расходами на ремонт возместит виновник ДТП.

Раз бабла у страховщиков нет, пускай доплачивают водители.

И теперь вместо того, чтобы сделать нормальные выплаты по ОСАГО (сделать нормальную стоимость запчастей и работ в единой методике) решили оставить убогие расчеты по ОСАГО, а остальное повесить на виновников ДТП.

То есть теперь по сути сложилась ситуация, когда КС сказал:

Выплаты по ОСАГО не покрывают реальный ущерб, но это нормально (соответствует закону). При этом, за полный ущерб отвечает водитель.

Конституционный суд разъяснил норму о взыскании ущерба с виновника ДТП

С виновника ДТП могут потребовать компенсацию через суд

Вынесено решение Конституционного суда, по которому при недостаточной страховой выплате за пострадавшее в автомобильной аварии транспортное средство, восполняющей расходы на ремонт поврежденного ТС при ДТП автомобиля с учетом износа деталей, потерпевшая сторона имеет право взыскания компенсации с виновника ДТП через суд.

Поводом для проведения заседания Конституционного суда стали нормы Гражданского кодекса РФ, которые, по мнению заявителей, не позволяют автомобилистам взыскать после ДТП нанесшего ущерб сумму возмещения убытков без учета износа деталей.

При этом, как говорится в сообщении ТАСС, «,Нормы Гражданского кодекса РФ, устанавливающие порядок и размеры суммы возмещения убытков после ДТП с нанесшего ущерб, не противоречат Конституции, однако из-за противоречивой судебной практики Конституционному суду (КС) придется разъяснить оспариваемые положения»,.

10 марта 2018 года Конституционный суд РФ разъяснил нормы ГК РФ, которые применяются при установлении размеров страховых выплат за ремонт побывавшего в аварии автомобиля.

Согласно данным документации опубликованной на официальном сайте Конституционного суда РФ четыре жителя Краснодарского края попав в различные ДТП «,получили со страховых компаний выплаты на ремонт автомобилей с учетом износа деталей и пытались в судебном порядке дополнительно взыскать с виновников аварий суммы, составляющие разницу между ущербом, рассчитанным с учетом износа и без учета износа деталей»,.

Однако краевой суд, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса и разъяснения Верховного суда, согласно которым потерпевшая сторона может требовать сумму ущерба, рассчитанную по Единой методике (то есть с учетом износа подлежащих замене деталей автомашины), оставил требования истцов неудовлетворенными. В связи с чем сумма выплат оказалась ниже понесенных затрат.

На заседании КС было заявлено, что нормы ГК, Конституции РФ не противоречат. И несмотря на то, что потерпевший может получить от страховой возмещение исключительно с учетом износа поврежденных деталей, Гражданский кодекс не препятствует взысканию разницы между реальным ущербом и суммы выплачиваемой страховой с виновника ДТП.

Ранее взыскать разницу с виновника ДТП не позволяло разъяснение ВС РФ, разрешавшее расчет ущерба исключительно по единой методике.

Понравилась статья? Расскажи друзьям! Похожие новости Популярные новости

Права на изображения и материалы принадлежат их авторам

Новости для юриста

21 марта 2018 года

Потерпевший вправе получить с виновника ДТП возмещение вреда в размере, превышающем выплату по ОСАГО

Такую позицию обозначил Конституционный суд в своем Постановлении.

КС РФ рассмотрел следующую ситуацию. Потерпевшие в ДТП через суд пытались взыскать возмещение по ОСАГО со страховых компаний и ущерб - с виновников ДТП.

Если в части взыскания страховки у судов вопросов не возникло, то во взыскании ущерба суды отказывали. Так, разбирая одно из дел, суд сослался на разъяснения ВС РФ, согласно которым с причинителя вреда можно взыскать дополнительную сумму. Она рассчитывается по специальной Единой методике, то есть с учетом износа подлежащих замене деталей. По мнению суда, страховщик уже возместил ущерб с учетом такого износа, поэтому во взыскании ущерба с причинителя вреда было отказано.

КС РФ с этим выводом не согласился. Он отметил: если страховой выплаты потерпевшему недостаточно, чтобы покрыть фактический ущерб (полную стоимость новых деталей), разницу можно восполнить за счет причинителя вреда.

Кроме того, Конституционный суд сослался на позицию Пленума ВС РФ 2018 года. Расходы на новые материалы, которые истец использовал или будет использовать, по общему правилу полностью включаются в состав реального ущерба. Речь идет о ситуации, когда истцу нужно устранить повреждения его автомобиля.

Таким образом, потерпевший, которому выплатили возмещение по ОСАГО с учетом износа деталей, вправе рассчитывать на полное возмещение имущественного вреда. При этом он должен доказать, что его фактический ущерб больше суммы полученной страховки. В свою очередь причинитель вреда может, например, ходатайствовать о назначении судебной экспертизы, о снижении размера возмещения ущерба.

Полагаем, после того как КС РФ обозначил свою позицию, споров на практике по рассмотренному вопросу больше не возникнет.

Документ: Постановление КС РФ от 10.03.2018 N 6-П

Понравилась статья? Поделить с друзьями: