Выбытие недвижимого имущества в бюджетных учреждениях

Об отражении в бюджетном учете (отчетности) учреждений объектов недвижимого имущества до регистрации на них права оперативного управления, а также выбытия ОС до прекращения права оперативного управления

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 14 октября 2018 г. N 02-07-10/58921 Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее —, Департамент) рассмотрел письмо по вопросу порядка отражения в бюджетном учете объектов недвижимого имущества до момента возникновения на них права оперативного управления и сообщает. В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 ",О Министерстве финансов Российской Федерации", Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения. Вместе с тем Департамент считает необходимым сообщить следующее. Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ ",О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", (далее —, Закон N 122-ФЗ) (статья 4) установлена обязательность государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Примечание: В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце, возможно, имеется в виду п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее —, государственная регистрация прав) —, юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии с абзацем 5 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Таким образом, право оперативного управления на недвижимое имущество в части земельных участков, участков недр и всех объектов, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, возникает с момента его государственной регистрации. Учитывая изложенное, государственная регистрация в случаях, если иное не предусмотрено законами, является обязательным условием при прекращении (возникновении) права оперативного управления, доказательством существования зарегистрированного права. Согласно пункту 36 Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее —, N 157н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права (прекращения права). Вместе с тем отражение объектов основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией N 157н не предусмотрено. В то же время в соответствии с пунктами 3 и 332 Инструкции N 157н информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного за ним на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления (далее —, объекты недвижимости до регистрации), подлежит отражению на забалансовых счетах. Таким образом, объекты недвижимости, находящиеся у учреждения до регистрации, по мнению Департамента, следует отражать на забалансовом счете 01 ",Имущество, полученное в пользование",. Кроме того, обращаем

внимание, что отсутствие информации в бюджетном учете (бюджетной отчетности) об имуществе, находящемся в государственной (муниципальной) собственности, в случае отсутствия регистрации прекращения права оперативного управления, а также прекращения в соответствии с государственной регистрацией на него права оперативного управления у передающей стороны без регистрации указанного права за принимающей стороной (новым правообладателем) недопустимо. При этом особо обращаем внимание, что вышеуказанные положения были разъяснены письмом Минфина России от 01.03.2011 N 02-06-07/733. Таким образом, отражение выбытия объектов основных средств до прекращения права оперативного управления (до осуществления соответствующим органом необходимых регистрационных действий) не соответствует Инструкциям по бюджетному учету (бюджетной отчетности).

Вопрос-ответ

Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.

Разъясните, пожалуйста, порядок принятия к бюджетному учету недвижимого имущества при отсутствии государственной регистрации права оперативного управления.

Ответил пользователь, Т.А. Фетисова, методолог (010101)

Бюджет.ru ответ

Возможно вы сможете ответить на эти вопросы:

Поддержка государства в решении стратегических задач

Алексей Кудрин: цифровизация госуправления сократит число госслужащих на 30

Правительство распределило между регионами с лучшими показателями 20 миллиардов рублей (список субъектов)

Владимир Путин, Дмитрий Медведев и Антон Силуанов поздравили Казначейство с 25-летием

Бюджет.ru social

Сайт может содержать материалы, не предназначенные для лиц младше 18-ти лет.

20122018 , Издательский дом «Бюджет»

БЮДЖЕТ.RU интернет-издание о финансовой жизни страны. Использование материалов Бюджет.ru разрешено только с предварительного письменного согласия правообладателей.

Как бюджетному и автономному учреждению отразить в бухучете (на счете 0.210.06.000) операции, связанные с поступлением и выбытием недвижимого и особо ценного движимого имущества. Н.М. Гусева

На счете 0.210.06.000 «Расчеты с учредителем» отразите показатель расчетов с учредителем в объеме прав по распоряжению особо ценным имуществом (ОЦИ) в стоимостной оценке, равной его балансовой стоимости.

При этом к особо ценному относится имущество, которым учреждения не вправе распоряжаться самостоятельно. А именно (в зависимости от типа учреждения) к ОЦИ относится:

в бюджетных учреждениях:

  • недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения),
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4,
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения,

в автономных учреждениях:

  • недвижимое имущество, учитываемое по КФО 4,
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4,
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.

Критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ) установлены пунктом 4 постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 г. 538.

При изменении показателей стоимости ОЦИ (например, при приобретении нового имущества, переоценке, выбытии старого) в учете необходимо откорректировать показатель, отраженный на счете 0.210.06.000. Корректировка показателей производится учреждениями с периодичностью, согласованной с учредителем, но не реже одного раза в год (при составлении годовой отчетности):

  • по счету 4.210.06.000 в сумме балансовой стоимости выбывшего и поступившего ОЦИ,
  • по счету 2.210.06.000 в сумме балансовой стоимости поступившего недвижимого имущества (корректировка производится только бюджетными учреждениями),
  • по счету 2.210.06.000 в сумме балансовой стоимости выбывшего ОЦИ,
  • по счету 7.210.06.000 в сумме балансовой стоимости выбывшего ОЦИ.

На суммы изменений показателей счетов 0.210.06.000 направьте учредителю извещение (ф. 0504805) в порядке, установленном учредителем и закрепленном учреждением в учетной политике.

Такой порядок приведен в письмах Минфина России от 17 января 2013 г. 02-06-07/111, от 18 сентября 2012 г. 02-06-07/3798 и пунктах 1.5, 2.4 письма Казначейства России от 21 декабря 2012 г. 42-7.4-05/2.1-730 (согласовано с департаментом бюджетной политики и методологии Минфина России).

Следует отметить, что ОЦДИ, приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности (в т. ч. за счет средств ОМС) в процессе деятельности, учреждения вправе распоряжаться самостоятельно. Поэтому отражать его на счете 0.210.06.000 не нужно. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 17 января 2013 г. 02-06-07/111, от 26 сентября 2012 г. 02-06-10/3912.

Порядок отражения в учете корректировки показателя счета 0.210.06.000 зависит от типа учреждения.

Корректировку показателя счета 0.210.06.000 отразите следующими проводками:

Такие проводки приведены в пункте 2 раздела IV приложения к письму Минфина России от 18 сентября 2012 г. 02-06-07/3798, пункте 3.72 проекта Минфина России от 18 сентября 2018 г. б/н.

Корректировку показателя счета 0.210.06.000 отразите следующими проводками:

Такие проводки приведены в пункте 2 раздела IV приложения к письму Минфина России от 18 сентября 2012 г. 02-06-07/3798, пункте 3.72 проекта Минфина России от 19 сентября 2018 г. б/н.

В 2426 разрядах номера счета укажите код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности (п. 3 Инструкции 183н).

Списание федерального имущества

Приказ Министерства экономического развития РФ и Минфина РФ N 96/30н «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления». Учитывая положения указанных нормативных актов и разъяснения, приведенные в письмах Минэкономразвития, подробно рассмотрим особенности списания движимого и недвижимого федерального имущества.

б) музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также документов, включенных в Архивный фонд Российской Федерации и (или) Национальный библиотечный фонд,

в) федерального имущества, расположенного за пределами Российской Федерации.

если федеральное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

б) в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, организацией по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.

руководители структурных подразделений учреждения,

материально ответственные лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества,

специалисты учреждения, которые могут дать объективное заключение о состоянии имущества.

б) федеральным бюджетным учреждением, федеральным автономным учреждением за счет собственных средств либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий,

в) иными организациями за счет собственных средств.

б) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества,

в) устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых: физический и (или) моральный износ,

нарушение условий содержания и (или) эксплуатации,

аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации. При этом желательно, чтобы все события такого рода имели свое документальное подтверждение,

длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества в соответствии с п. 3 Постановления N 834,

г) подготавливает акт о списании федерального имущества (далее акт о списании) в зависимости от вида списываемого федерального имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

Актом о списании автотранспортных средств (ф. 0306004),

Актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033),

Актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) (в части однородных предметов хозяйственного инвентаря),

Актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

2. В целях согласования решения о списании федерального имущества руководитель организации направляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится организация, следующие документы:

1) перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию (далее объекты федерального имущества).

наименование объекта федерального имущества,

инвентарный номер объекта федерального имущества в случае его присвоения,

год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества,

балансовая стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании. Напомним, что балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений,

остаточная стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании (под остаточной стоимостью понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации),

срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании,

особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем.

2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов

разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СПИСАНИЯ ДВИЖИМОГО И НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 11.05.2018)

Версия сайта: 2.2.9

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Списание недвижимого имущества бюджетных организаций

Особенности списания имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями, регулирует Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. 834. Согласно пункту 2 Положения 834, под списанием понимаются действия, связанные с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, или выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления местонахождения имущества.

Списание недвижимости производится, если имущество:

-непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению из-за утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа,

- выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также в случае утраты.

Государственное (муниципальное) учреждение готовит и передает учредителю на согласование пакет документов в составе:

- заверенной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица,

- заверенной копии приказа (распоряжения) о назначении руководителя учреждения,

- заверенной копии приказа о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества с приложением положения о данной комиссии и ее состава, в случае если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение и состав внесены изменения,

- заверенной копии протокола заседания комиссии с принятым решением об основных средствах, пришедших в негодность, с приложением заявления с обязательным указанием согласия на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств, поименованных в протоколе (заявлении), и подписанное руководителем и главным бухгалтером,

- списка основных средств, позволяющего однозначно индивидуализировать имущество, пришедшее в негодность, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и др.), год выпуска и принятия к учету, количество единиц, стоимость, остаточную стоимость, срок полезного и фактического использования.

Такой список составляется на основе инвентаризационной описи, инвентарных карточек, где имеются все необходимые сведения об основных средствах:

- списание недвижимости подтверждаются документами технического и кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровой картой (планом) земельного участка, занятого таким объектом недвижимости и необходимого для его использования,

- в отношении имущества, подлежащего учету в реестре государственной (муниципальной) собственности, сведения подтверждаются удостоверенной копией выписки из реестра государственного имущества,

- акта (заключения) специализированной экспертизы (возможно, с приложением фото-, кино-, видеоматериалов), позволяющего сделать вывод о возможности (невозможности) и целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего использования объекта недвижимости или отдельных его составных частей.

Заключение специализированной экспертизы в отношении объекта недвижимости в случае списание недвижимости представляет собой строительно-техническую экспертизу его состояния . Экспертиза недвижимого имущества для списания, выполняемая агентством ЭКСПЕРТ, позволяет определить степень физического и морального износа объекта недвижимости, возможность или невозможность дальнейшей безопасной эксплуатации, экономическую целесообразность восстановления объекта недвижимости.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: