Взыскание ущерба с виновника дтп износ

Вопрос: можно ли взыскать износ с виновника ДТП по ОСАГО?

Вы попали в ДТП. Виновником оказался второй водитель. К счастью, у него было все в порядке с полисом ОСАГО, и вы даже без суда смогли получить направление на ремонт. Все бы хорошо, но есть одно «,но»,: страховая насчитала ущерб по единой методике с учетом износа, поэтому для завершения ремонта вам пришлось доплатить из своего кармана еще несколько тысяч рублей. Конечно же, вы жаждете получить эти деньги с виновника ДТП, но до недавнего времени суды отказывались удовлетворять такие иски.

Почему раньше суды отказывались взыскивать износ с виновника?

Вкратце: ФЗ об ОСАГО предусматривает, что размер выплаты определяется по единой методике (положение ЦБ РФ 432-П от 19.09.2014). Методика и закон исходят из того, что все расходы на запчасти определяются с учетом износа. То есть потребовать доплату с виновника ДТП можно только в случае, когда размер страховой выплаты по ОСАГО получается больше 400 тысяч рублей. Страховая выплатит вам 400 тысяч, остальное вы можете взыскивать с виновника. Если размер выплаты меньше 400 тысяч рублей, всю сумму ущерба вам перечисляет страховая, а с виновника ничего получить нельзя. Так было до недавнего времени, пока в ситуацию не вмешался Конституционный суд.

Почему Конституционный суд разрешил взыскивать износ с виновника ДТП?

Четверо автолюбителей из Краснодарского края, попав в ДТП, решили попробовать через суд получить возмещение за износ с виновников аварий. Все суды им в этом отказали на основании позиции Верховного Суда. Тогда водители обратились в Конституционный суд, и 10 марта 2017 года в постановлении 6-П КС принял их сторону.

КС напомнил, что ФЗ об ОСАГО регулирует лишь отношения между потерпевшим и страховой компанией по поводу получения страховой выплаты. Отношения вследствие причинения вреда (то есть между потерпевшим и виновником) регулируются ГК РФ. Статьи 15 и 1064 ГК РФ дают потерпевшему право требовать полного возмещения причиненных убытков с причинителя вреда. В 1072 статье ГК РФ также прописана необходимость возмещения потерпевшему разницы между суммой страхового возмещения и фактическим размером ущерба, если страховой выплаты недостаточно для полного возмещения ущерба.

Конституционный суд также обратил внимание на то, что рассчитанная по единой методике сумма выплаты может не соответствовать реальным затратам на ремонт, а формулы расчета износа являются усредненными и не учитывают особенности конкретной машины.

Вывод КС РФ: для покрытия разницы между страховой выплатой и фактическим ущербом потерпевший может подать иск к виновнику ДТП.

Как получить сумму износа с виновника ДТП?
  1. Правильно оформить ДТП —, с вызовом полиции или без вызова, если размер ущерба позволяет. Как оформить ДТП без вызова полиции.
  2. Обратиться в страховую компанию в порядке прямого возмещения ущерба (или в страховую виновника, если прямое возмещение в данном случае невозможно) и получить страховую выплату или направление на ремонт.
  3. Сделать доплату за износ при ремонте авто и обязательно сохранить подтверждающие документы (акт из страховой компании, чеки, квитанции и др.). При получении денежной выплаты собирайте все документы на покупку необходимых запчастей и проведение ремонта, чтобы обосновать недостаточность страховой выплаты.
  4. Написать виновнику претензию о возмещении суммы износа, вручить лично под роспись или отправить ценным письмом с описью вложения и уведомлением. К претензии нужно приложить копии подтверждающих документов.
  5. При отсутствии реакции готовить исковое заявление в суд.
Как подтверждать обоснованность доплаты за износ с виновника?

Конституционный суд в постановлении 6-П от 10.03.2017 предлагает при определении обоснованности доплаты с виновника учитывать следующие факторы:

  • необходимость и экономическую обоснованность понесенных расходов,
  • требования завода-изготовителя,
  • условия эксплуатации транспортного средства,
  • достоверно ли подтверждены понесенные расходы,
  • есть ли более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений,
  • не произошло ли при использовании новых деталей, узлов или агрегатов значительного улучшения транспортного средства, которое приводит к несправедливому увеличению его стоимости за счет виновника (например, при замене деталей с нормальным износом на новые).

При этом представлять доказательства того, что размер фактического ущерба превышает сумму страхового возмещения, должен потерпевший.

Что делать виновнику ДТП, если с него требуют доплату за износ?

После получения претензии от потерпевшего обязательно свяжитесь с ним и попросите документы, подтверждающие его реальные расходы на новые запчасти. Если такие документы потерпевший не предоставит, возможно, вам стоит подождать, пока он обратиться в суд. В суде вы сможете знакомиться со всеми материалами дела и представлять свои доказательства, в том числе требовать экспертизу (оценку ущерба). В любом случае рекомендуем принимать решение об удовлетворении претензии потерпевшего и выбирать тактику для суда после подробной консультации с юристом по всем имеющимся документам и анализа судебной практики по своему региону.

Учтите, что по новым правилам, вступившим в силу 28.04.2017, доплата за износ запчастей при направлении поврежденной машины на ремонт отменена.

Сам себе адвокат

Возмещение ущерба от ДТП без учета износа

Возмещение ущерба от ДТП без учета износа

Типичная ситуация когда в результате ДТП эксперт страховой компании, при выплате ОСАГО определяет ущерб с учетом износа автомобиля. Однако, фактически застрахованному лицу приходится потратить на ремонт автомобиля существенно больше, так как он вынужден покупать новые детали. Возникает вопрос, можно ли взыскать с виновника ДТП выплаты на возмещение без учета износа, то есть с учетом затрат на покупку новых деталей для автомобиля?

В настоящее время на этот вопрос следует ответить положительно. С виновника ДТП можно взыскать расходы на покупку новых запчастей. Он должен оплатить затраты на приобретение новых деталей. Конституционный суд РФ в постановлении 6-П. От 10.03.2017 года указал, что ранее взыскивать расходы на ремонт автомобиля как со страховщика, так и с виновника ДТП можно было только с учетом износа автомобиля, поскольку Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 22.06.16 года дат такого рода разъяснения. По смыслу этих разъяснений взыскание ущерба без учета износа приводит к неосновательному обогащению. Такая же судебная практика сложилась и для других случаев повреждения машины ( например, когда с крыши дома упал лед на припаркованный рядом автомобиль).

Теперь если затраты на ремонт автомобиля больше этой суммы ущерба с учетом износа, с виновника ДТП можно взыскать оставшуюся не выплаченную страховой компанией часть ущерба. Эта сумма рассчитывается без учета износа деталей машины, которые подлежат замене.

Конституционный суд указал, что чаще всего поврежденные детали меняют на новые, в том числе и из соображений безопасности. Автомобили на гарантии ремонтируют только путем замены деталей машины на новые. На потерпевшего нельзя возлагать бремя самостоятельно искать запчасти с той же степенью износа, что и у подлежащих замене. Когда на автомобиль ставят новые детали взамен поврежденных, неосновательное обогащение у потерпевшего нет.

Однако КС указал, что причинитель вреда может ходатайствовать о назначении судебной экспертизы, о снижении размера возмещения и суд может уменьшить сумму выплаты, если виновник ДТП докажет, что в результате установки новых деталей произойдет существенное и явно несправедливое увеличение стоимости автомобиля.

В судебной практике встречаются прямо противоположные судебные решения. Одни суды взыскивают возмещение с учетом износа, а другие полную сумму с учетом стоимости новых деталей автомобиля.

Теперь судебная практика начинает меняться. С виновников ДТП суды начинают взыскивать расходы за новые запчасти без учета износа. Ранее так же были решения, в которых суды взыскивали возмещение с причинителей вреда без учета износа. В основном такие решения выносились по ДТП которые произошли до 17 октября 2014 года, то есть до вступления в силу Единой методики, по которой считаются расходы на ремонт автомобиля ( положения Банка России от 19.09.2014 года 432-П). При этом суды все же следили, что в каждом конкретном случае непроизошло неосновательного обогащения за счет значительного улучшения автомобиля после восстановительного ремонта

Взыскание ущерба с виновника дтп износ

Ущерб без учета износа с виновника ДТП: так решил Конституционный Суд РФ.

10 марта 2017 г. Конституционный Суд РФ разрешил вопрос о том, как получить возмещение ущерба от ДТП в полном объеме без учета износа.

Судебная практика по вопросу взыскания ущерба без износа до недавнего времени была отрицательной.

Между тем, еще в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. 25 судам были даны разъяснения включать в состав реального ущерба расходы на восстановление автомобиля, в случае, если для восстановления требовались новые материалы.

Но, к сожалению, суды не стали руководствоваться данным разъяснением и практика разрешения таких дел сложилась таким образом, что ущерб стал определяться только по Единой методике. Следует отметить, что Единая методика не учитывает реальные цены на восстановление автомобилей, используя лишь средние цены в регионе, при этом цены на запчасти берутся из справочников и мало приближены к реальным (цены на запчасти можно посмотреть на сайте РСА).

Больше того, в 2016 г. Верховный суд выпустил обзор Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного суда РФ 22.06.2016) согласно п. 22 которого с 17.10.2014 г. расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО и для определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с Единой методикой, т.е. с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.

Таким образом, до последнего времени суды взыскивали ущерб с виновника ДТП только в размере, который определялся по Единой методике ЦБ РФ.

Однако, Конституционный Суд РФ с такой позицией не согласился и указал следующее: «Такое понимание оспоренных норм не учитывает различное предназначение мер защиты прав потерпевшего. Это приводит к несоразмерному ограничению его права на возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности, нарушению конституционных гарантий права собственности и права на судебную защиту.

Закон об ОСАГО и основанная на нем Единая методика не препятствуют включению в рамках гражданско-правового спора по ГК РФ полной стоимости ремонта и запчастей в состав подлежащих возмещению убытков потерпевшего от ДТП. Суды при этом могут уменьшать суммы ущерба, если в процессе ремонта использовались новые детали, узлы и агрегаты, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной замене, а также, если виновник ДТП изыщет более разумный способ исправления повреждений имущества».

Другими словами, Конституционный Суд РФ высказал позицию, что разницу между ущербом, выплаченным страховой компанией и реальным ущербом без износа можно взыскать с виновника ДТП. Но при этом, стоимость деталей с нормальным постоянным износом подлежит уменьшению. А кроме того, размер ущерба может быть уменьшен и в том случае, если виновником будет предложен более разумный способ исправления повреждений имущества.

Пока данная позиция Конституционного Суда о взыскании с виновника ущерба без износа не используется судами, однако, в ближайшее время можно с уверенностью ожидать, что ущерб будет возмещаться в полном объеме с виновников ДТП.

Мы проведем предварительную оценку перспектив судебного взыскания и предварительный расчет суммы ущерба, которую можно взыскать без износа с виновника ДТП.

При необходимости подготовим претензии, иски и проведем всю работу по взысканию ущерба.

Один комментарий

Раньше, когда ты обращался за выплатой по полису ОСАГО, тебе платили минимум, определенный по единой методике расчета (брали средние цены на запчасти по справочникам РСА, брали минимальную стоимость нормочаса и выходило процентов 40-50 от реальной стоимости ремонта). То есть, с носом оставался владелец поврежденного автомобиля, получая 50 от реального ремонта.

Теперь же решили, что это неправильно.

Разницу между ущербом, определенным по методике и реальными расходами на ремонт возместит виновник ДТП.

Раз бабла у страховщиков нет, пускай доплачивают водители.

И теперь вместо того, чтобы сделать нормальные выплаты по ОСАГО (сделать нормальную стоимость запчастей и работ в единой методике) решили оставить убогие расчеты по ОСАГО, а остальное повесить на виновников ДТП.

То есть теперь по сути сложилась ситуация, когда КС сказал:

Выплаты по ОСАГО не покрывают реальный ущерб, но это нормально (соответствует закону). При этом, за полный ущерб отвечает водитель.

Можно ли взыскать ущерб от ДТП с виновника без учета износа автомобиля?

Здравствуйте, по существу заданного Вами вопроса можем сообщить следующее.

Согласно ст. 1072 ГК РФ юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Страховая сумма, в пределах которой страховая компания осуществляет выплату, указана в статье 7 ФЗ «,Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», от 25.04.2002 года 40-ФЗ (далее по тексту &ndash, ФЗ «,Об ОСАГО»,) и равна в настоящий момент для все страховых полисов, оформленных после 01 октября 2015 года 400000 рублей при причинении вреда имуществу.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу ч. 18 и 19 ст. 12 ФЗ «,Об ОСАГО», размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется в случае повреждения имущества потерпевшего - в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.

При этом размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.

Таким образом, в законе указано, что страховая компания осуществляет выплату в пределах определенного лимита, при этом расчет ущерба производится с учетом степени износа, определяемой экспертом.

Вы имеете право потребовать с виновника ДТП возмещения ущерба, причиненного Вашему автомобилю, сверх выплаченной страховой компанией суммы, если этой выплаченной Вам суммы недостаточно для восстановления Вашего автомобиля.

Долгое время вопрос о том возможно ли взыскать с виновника ДТП ущерб без учета износа запасных частей оставался открытым. На этот счет существовала крайне противоречивая судебная практика.

Однако, этот вопрос был рассмотрен Пленумом Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 23.06.2015 г. 25 «,О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», (далее по тексту &ndash, Постановление Пленума ВС РФ).

Согласно п. 13 Постановления Пленума ВС РФ при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества.

Следует также учитывать, что уменьшение стоимости имущества истца по сравнению с его стоимостью до нарушения ответчиком обязательства или причинения им вреда является реальным ущербом даже в том случае, когда оно может непосредственно проявиться лишь при отчуждении этого имущества в будущем (например, утрата товарной стоимости автомобиля, поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия).

Таким образом, Верховный суд РФ указал, что в случаях прямо не предусмотренных законом, возмещаться должен ущерб без учета износа.

Руководствуясь Постановлением Пленума ВС РФ, считаем, что Вы вправе требовать с виновника ДТП возмещения ущерба сверх лимита ответственности страховщика без учета износа.

Для более детального ответа на интересующий Вас вопрос предлагаем обратиться за консультацией в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-912-343-72-22.

Возмещение ущерба при ДТП без учета износа Вашего автомобиля

У большинства владельцев транспортных средств, ставшими участниками дорожно-транспортного происшествия, при получении страхового возмещения возникает вопрос о том, учитывается ли износ автомобиля при выплате по ОСАГО. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо внимательно разобраться с нормами действующих законов.

Возможно ли возмещение ущерба при ДТП без учета износа

Возмещение ущерба в рамках ОСАГО должно производиться в рамках Федерального закона «,Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств и принятых в соответствии с ним Правилами ОСАГО. Однако в этом пункте между указанными нормативными актами существует расхождение.

В самом законе не предусмотрено ограничение страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось транспортное средство на момент причинения повреждений. Таким образом, страховая выплата по ОСАГО должна осуществляться без учета износа.

С другой стороны, в Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств содержится пункт, который гласит что «,при определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах»,. Страховые компании достаточно часто используют это расхождение для того, чтобы уменьшить сумму положенных страховых выплат и оплачивает возмещение с учетом износа деталей. Однако данное положение Закона не применимо при возмещении ущерба с виновного физического лица.

Если вы являетесь виновником дорожно-транспортного происшествия, для снижения суммы, которая взыскивается с вас, необходимо настаивать на неосновательном обогащении со стороны другого участника ДТП при требовании возмещения ущерба без учета износа транспортного средства.

Однако, взыскать с виновника ДТП ущерб без учета износа автомобиля можно, ссылаясь на ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, где указывается, что под реальным ущербом следует понимать расходы, которые потерпевшая сторона произвела или должна будет произвести для осуществления ремонта поврежденного имущества. Невозможно приобрести деталь на поврежденный автомобиль с конкретным износом, который установлен независимой оценкой. Поэтому приобретение новых деталей должно считаться реальным ущербом.

Если же снова взглянуть с другой стороны, то требования потерпевшего направлены на улучшение и модернизацию его автомобиля, в связи с чем они не подлежат удовлетворению. При отстаивании этой позиции следует руководствоваться Решением Верховного суда РФ от 25.11.2003г. ГКПИ03-1266 «,необходимость учета износа деталей полностью соответствует требованиям ст.15 ГК РФ, поскольку позволяют потерпевшему восстановить свое нарушенное право в полном объеме путем приведения имущества в прежнее состояние, исключающее неосновательное обогащение с его стороны»,.

Судебная практика показывает, что единого решения по данной ситуации нет.

В каждом конкретном случае суд принимает решение, руководствуясь собственным мнением. Таким образом, если вы являетесь ответчиком по делу, у вас есть основания снижать требования и платить с учетом износа, а если вы выступаете истцом, то имеете полное право требовать к возмещению полной суммы, без учета износа транспортного средства.

При решении споров в судебном порядке немаловажное значение имеет правильно составленные документы и грамотно изложенные требования и обоснования вашей точки зрения, поэтому при возникновении сложных ситуаций, если вы не уверены в собственных силах и знаниях, следует обратиться за помощью к профессионалам, имеющим опыт в решении автомобильных споров.

Похожие статьи

Ореховый б-р, д.8-23. Москва , 115582 Россия

Следующая статья Комментарии

Как-то я попал в ДТП, машина сильно не пострадала, да и я был в полном порядке, но виновник отказывался выплаччивать мне компенсацию за предоставленный ущерб. Этот случай был первым в моей жизни и я не знал, что мне делать. Мне ничего не оставлось делать, как искать решение проблемы в интернете, т.к. знакомых юристов я не имел, а разбираться самому было лень. Наткнулся на эту статью. По прочтению решил разузнать, что да как. Позвонил по указанному номеру, и мы договорились о встреча. Меня встретил молодой человек хорошо разберающийся в данной сфере, обсудив все формальности я подписал контракт, и он дал делу ход. В последствии я получил свои ",заслуженные", деньги и конфликт был исчерпан. Хочу выразить огромную благодарность автору за предаставленную стью, и компании Инавэкс за помощь в решении проблем!

Конституционный суд разъяснил норму о взыскании ущерба с виновника ДТП

С виновника ДТП могут потребовать компенсацию через суд

Вынесено решение Конституционного суда, по которому при недостаточной страховой выплате за пострадавшее в автомобильной аварии транспортное средство, восполняющей расходы на ремонт поврежденного ТС при ДТП автомобиля с учетом износа деталей, потерпевшая сторона имеет право взыскания компенсации с виновника ДТП через суд.

Поводом для проведения заседания Конституционного суда стали нормы Гражданского кодекса РФ, которые, по мнению заявителей, не позволяют автомобилистам взыскать после ДТП нанесшего ущерб сумму возмещения убытков без учета износа деталей.

При этом, как говорится в сообщении ТАСС, «,Нормы Гражданского кодекса РФ, устанавливающие порядок и размеры суммы возмещения убытков после ДТП с нанесшего ущерб, не противоречат Конституции, однако из-за противоречивой судебной практики Конституционному суду (КС) придется разъяснить оспариваемые положения»,.

10 марта 2017 года Конституционный суд РФ разъяснил нормы ГК РФ, которые применяются при установлении размеров страховых выплат за ремонт побывавшего в аварии автомобиля.

Согласно данным документации опубликованной на официальном сайте Конституционного суда РФ четыре жителя Краснодарского края попав в различные ДТП «,получили со страховых компаний выплаты на ремонт автомобилей с учетом износа деталей и пытались в судебном порядке дополнительно взыскать с виновников аварий суммы, составляющие разницу между ущербом, рассчитанным с учетом износа и без учета износа деталей»,.

Однако краевой суд, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса и разъяснения Верховного суда, согласно которым потерпевшая сторона может требовать сумму ущерба, рассчитанную по Единой методике (то есть с учетом износа подлежащих замене деталей автомашины), оставил требования истцов неудовлетворенными. В связи с чем сумма выплат оказалась ниже понесенных затрат.

На заседании КС было заявлено, что нормы ГК, Конституции РФ не противоречат. И несмотря на то, что потерпевший может получить от страховой возмещение исключительно с учетом износа поврежденных деталей, Гражданский кодекс не препятствует взысканию разницы между реальным ущербом и суммы выплачиваемой страховой с виновника ДТП.

Ранее взыскать разницу с виновника ДТП не позволяло разъяснение ВС РФ, разрешавшее расчет ущерба исключительно по единой методике.

Понравилась статья? Расскажи друзьям! Похожие новости Популярные новости

Права на изображения и материалы принадлежат их авторам

Понравилась статья? Поделить с друзьями: