Задачи и содержание физкультурных занятий с детьми раннего возраста

2.5. Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста

Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в раннем и дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима. Его основу составляют ежедневные занятия физическими упражнениями и играми в различных формах под руководством воспитателя (в дошкольных детских учреждениях), родителей (в семье) и в процессе самостоятельной двигательной деятельное детей.

Основными формами занятий физическими упражнениям являются: утренняя гимнастика, занятия урочного типа, подвижные игры, физкультпаузы и физкультминутки, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.

Утренняя гимнастика направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности и формирование правильной осанки. Средствами являются простые общеразвивающие упражнения в сочетании с водными процедурами, массажем, закаливанием. Ее продолжительность 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3-4 упражнения игрового и подражательного характера), 6-8 мин для детей 4-5 лет, 8-10 мин для детей 6 лет, Структура утренней гимнастики может быть следующей: ходьба, бег упражнения для мышц рук и плечевого пояса упражнения для туловища (спины и живота) упражнения для ног кратковременный бег и ходьба с целью восстановления. Чтобы комплекс упражнений утренней гимнастики не наскучил ребенку, периодически, приблизительно через 7-10 дней, необходимо заменять 1-2 упражнения.

Физкультурные занятия урочного типа являются основной формой работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду. Цель занятий - обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, воспитание физических способностей. Занятия проводятся не менее 2-3 раз в неделю под руководством воспитателя. Продолжительность занятий для детей 3-4 лет 15-20 мин, 4-5 лет 20-25 мин, 5-6 лет 25-30 мин. Занятия состоят из трех частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Задачи вводной части организация детей, концентрация их внимания на предстоящих двигательных упражнениях, а также подготовка организма к выполнению упражнений основной части. В содержание вводной части входят упражнения в основных движениях: ходьба, бег, ходьба на носках, на пятках, ходьба и бег со сменой направления, ходьба змейкой, ходьба между предметами и т.п.

В основной части занятия решаются задачи обучения детей новым упражнениям, повторения и закрепления ранее пройденного материала и воспитания физических качеств. Первыми в основной части выполняются общеразвивающие упражнения (сначала для мышц рук и плечевого пояса, затем для мышц туловища и ног), После общеразвивающих упражнений следуют упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание или упражнения в равновесии). В основную часть занятия обязательно входит и подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие на детей.

В заключительной части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к спокойному физиологическому состоянию. Для постепенного снижения нагрузки используются ходьба, задания на внимание, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Время занятия распределяется примерно следующим образом: вводная часть 2-6 мин, основная 15-25 мин и заключительная 2-3 мин. Продолжительность каждой части зависит от поставленных задач, возраста и подготовленности детей.

После вводной части пульс не должен участиться более чем на 20-25 , после основной не более чем на 50 , после подвижной игры он может возрасти на 70-90 и даже на 100 . Через 1-2 мин после занятия пульс должен восстановиться до исходного уровня.

Подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием проводятся ежедневно, как правило, во время прогулок. Они увеличивают двигательную активность, вызывают у детей положительные эмоции. В подвижных играх часто используют ходьбу, бег, прыжки, переползание и другие способы передвижения. Большая двигательная активность способствует развитию физических качеств, совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка.

Физкультпаузы и физкультминутки используются с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности, активизации двигательных функций при однообразных статических положениях тела. Проводятся обычно на различных занятиях по счету, лепке, рисованию и включают несколько хорошо освоенных физических упражнений динамического характера продолжительностью 2-3 мин.

Физкультурные праздники. Их назначение демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени. Проводятся не реже 2-3 раз в год.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Разнообразная самостоятельная двигательная деятельность детей заключается в том, что они по своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, двигательная деятельность на детских площадках, оснащенных специальным оборудованием для физических упражнений и инвентарем, различные игры с друзьями и т.д.). Самостоятельная двигательная деятельность существенно расширяет двигательный опыт детей.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Задачи и содержание физкультурных занятий с детьми раннего возраста

Движения у детей дошкольного возраста имеют свои особенности и с возрастом изменяются по своим количественным и качественным показателям. Хорошо организованная работа по физическому воспитанию помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения.

Однако следует помнить, что-то или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других -- позднее. Это зависит от индивидуальных особенностей, условий развития малышей, влияния взрослых, организации детской деятельности и самого процесса воспитания и обучения. На втором году жизни дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т. д., способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

Занятия по физической культуре в группе раннего возраста (1 - 3 года) предусматривают ходьбу (развивающую равновесие), ползание (лазанье), бросание, катание, некоторые игровые и общеразвивающие упражнения, а также игры с движениями.

Дети второго года жизни не способны воспринимать частую смену движений, однако и слишком длительное повторение без изменений не создает основу для развития ребенка. Наиболее целесообразно повторять один из комплексов в течение двух недель (4 занятия). Затем, оставляя те же наименования основных видов движений (ходьба, ползание или лазанье и бросание), следует включить другие упражнения или внести изменения в уже знакомые детям, несколько усложнив их. Например, ходьбу по прямой можно заменить ходьбой по дорожке из клеенки, потом по лежащей на полу плоской или ребристой доске и т. д.

Следует помнить, что на занятиях с детьми до 2 лет нет прямого обучения. Ребенок усваивает движение в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственных двигательных ощущений при его выполнении. Показ и объяснение происходят одновременно с выполнением упражнений. Воспитатель делает упражнения вместе с детьми при этом, помогая им выполнять задание, так как в этом возрасте самостоятельная двигательная активность ребенка развита слабо.

Дети этой возрастной группы еще не ориентируются в пространстве. Поэтому различные перестроения, даже самые простейшие, им пока недоступны.

Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно -- они лучше понимают то, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным. Независимо от того, новые или знакомые упражнения, проводятся они вместе с взрослым и по его показу. Воспитатель кратко объясняет и показывает упражнение всей группе, затем одновременно с показом еще раз объясняет задание, при этом все выполняют движение вместе с ним, а педагог, уделяя внимание каждому, подбадривает малышей.

На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается -- развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег, прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами.

В начале на занятиях дети ходят и бегают гурьбой, врассыпную за взрослым (вокруг ковра), но постепенно они осваивают ходьбу и бег колонной друг за другом, выстраиваясь при этом не по росту, а произвольно. Чтобы научить детей для выполнения общеразвивающих упражнений при построении (в круг, шеренгу) соблюдать достаточное расстояние друг от друга, следует ориентировать их на предварительно расставленные маленькие обручи, погремушки, кубики и т. п. так, чтобы каждый был рядом с предметом 8.

Виды движений для детей от двух до трех лет практически одни и те же. Усложняются они на протяжении раннего дошкольного возраста незначительно, в основном за счет разнообразия способов и условии выполнения. Предусматривается лишь различие в дозировке и в требованиях к качественным показателям выполнения упражнений.

Во вводной части занятия, как правило, планируются одинаковые задания для детей всех возрастных групп, проводятся упражнения в ходьбе и беге со сменой направления и темпа движения. Младшие дети могут идти обычным шагом, а старшие на носках или с высоким подниманием коленей.

Количество общеразвивающих упражнений также может быть одинаковым для всех возрастных групп, структура их должна быть одной и той же, а усложняются они за счет изменения исходного положения ног и рук, включения дополнительных движений руками и ногами, дозировки и качества выполнения.

Тема 1.1.Многообразие форм работы по физвоспитанию и их взаимосвязь. Общая характеристика физкультурных занятий, содержание и структура физкультурных занятий

Двигательный режим современных дошкольных учреждений включает в себя наряду с традиционными формами ( утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игр и др.) нетрадиционные формы и средства ритмическую и художественную гимнастику, занятия на тренажерах, день здоровья, каникулы, кружковую работу, у-шу, хатха- йогу и др.

Все формы работы тесно взаимосвязаны между собой : упражнения, которые изучаются на физкультурных занятиях проводятся на утренней гимнастике, используются при организации и проведении прогулок, подвижные игры могут быть как самостоятельной формой, так и использоваться на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, прогулке, физкультурных досугах и праздниках, днях здоровья и т.д.

Очень важно организуя двигательный режим детей в течение пребывания в ДОУ использовать разнообразные формы работы, так как наряду с тем, что каждая из форм дает возможность детям в удовлетворении их естественной потребности в движениях, так и решает конкретные задачи по обучению и воспитанию различных знаний, умений и навыков.

Общая характристика физкультурных занятий

Физкультурное занятие это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам, а также развития физических качеств. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план- конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно- гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие проводится в 1-й младшей группе 2 раза в неделю. Начиная со 2-й младшей до подготовительной группы включительно 3 раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на воздухе). Летом все занятия на воздухе.

Цель и задачи : формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества, удовлетворять естественную биологическую потребность в движениях, обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки, дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них, создать условия для разностороннего развития детей.

Характерные черты занятия: ярко выраженная дидактическая направленность, руководящая роль воспитателя, строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки, постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям: каждое предыдущее занятие связано с последующим и составляет систему, важно обеспечить оптимальную двигательную деятельность детей, должно соответствовать возрасту, уровню подготовленности детей, следует использовать физкультурно- оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Структура и содержание занятий

Вводная часть ( подготовительная- в содержание входит комплекс ОРУ)

Задача: повышение эмоционального состояния ребенка, активизация его внимания, подготовка организма к большой физической нагрузке в основной части

Содержание: строевые упражнения, виды ходьбы и бега, прыжков, упражнений на внимание, упражнения на формирование правильной осанки, танцевальные упражнения. Завершается перестроением на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений.

Задача: тренировка различных мышечных групп для формирования правильной осанки, обучение новым движениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, воспитание физических и нравственно- волевых качеств, совершенствование всех физиологических функций организма ребенка

Содержание : комплекс ОРУ, основные виды движений ( сначала дают упражнения требующие большой четкости и сосредоточенности внимания, а затем упражнения с большой физической нагрузкой, подвижная игра большой активности ( в ней не должен повторяться тот дид движения, в котором только что упражнялись дети.

Задача: снижение эмоциональной и физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному

Содержание: ходьба в спокойном темпе, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, релаксацию, аутогенная тренировка, танцевальные упражнения, подвижные игры на внимание и малой подвижности

Продолжительность частей физкультурного занятия в разных возрастных группах

Раннего и дошкольного возраста,

Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми

Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в раннем и дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима. Его основу составляют ежедневные занятия физическими упражнениями и играми в различных формах под руководством воспитателя (в дошкольных детских учреждениях), родителей (в семье) и в процессе самостоятельной двигательной деятельное детей.

Основными формами занятий физическими упражнениям! являются: утренняя гимнастика, занятия урочного типа, подвижные игры, физкультпаузы и физкультминутки, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.

Утренняя гимнастика направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности и формирование правильной осанки. Средствами являются простые Общеразвивающие упражнения в сочетании с водными процедурами, массажем, закаливанием. Ее продолжительность 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3-4 упражнения игрового и подражательного характера), 6-8 мин - для детей 4-5 лет, 8-10 мин - для детей 6 лет, Структура утренней гимнастики может быть следующей: ходьба, бег - упражнения для мышц рук и плечевого пояса - упражнения для туловища (спины и живота) - упражнения для ног - кратковременный бег и ходьба с целью восстановления. Чтобы комплекс упражнений утренней гимнастики не наскучил ребенку, периодически, приблизительно через 7-10 дней, необходимо заменять 1-2 упражнения.

Физкультурные занятия урочного типа являются основной формой работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду. Цель занятий - обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, воспитание физических способностей. Занятия проводятся не менее 2-3 раз в неделю под руководством воспитателя. Продолжительность занятий для детей 3-4 лет 15-20 мин, 4-5 лет-20-25 мин, 5-6 лет - 25-30 мин. Занятия состоят из трех частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Задачи вводной части - организация детей, концентрация их внимания на предстоящих двигательных упражнениях, а также подготовка организма к выполнению упражнений основной части. В содержание вводной части входят упражнения в основных движениях: ходьба, бег, ходьба на носках, на пятках, ходьба и бег со сменой направления, ходьба змейкой, ходьба между предметами и т.п.

В основной части занятия решаются задачи обучения детей новым упражнениям, повторения и закрепления ранее пройденного материала и воспитания физических качеств. Первыми в основной части выполняются общеразвивающие упражнения (сначала для мышц рук и плечевого пояса, затем для мышц туловища и ног), После общеразвивающих упражнений следуют упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание или упражнения в равновесии). В основную часть занятия обязательно входит и подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие на детей.

В заключительной части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к спокойному физиологическому состоянию. Для постепенного снижения нагрузки используются ходьба, задания на внимание, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Время занятия распределяется примерно следующим образом: вводная часть - 2-6 мин, основная - 15-25 мин и заключительная - 2-3 мин. Продолжительность каждой части зависит от поставленных задач, возраста и подготовленности детей.

После вводной части пульс не должен участиться более чем на 20-25, после основной - не более чем на 50, после подвижной игры он может возрасти на 70-90 и даже на 100. Через 1-2 мин после занятия пульс должен восстановиться до исходного уровня.

Подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием проводятся ежедневно, как правило, во время прогулок. Они увеличивают двигательную активность, вызывают у детей положительные эмоции. В подвижных играх часто используют ходьбу, бег, прыжки, переползание и другие способы передвижения. Большая двигательная активность способствует развитию физических качеств, совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка.

Физкультпаузы и физкультминутки используются с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности, активизации двигательных функций при однообразных статических положениях тела. Проводятся обычно на различных занятиях по счету, лепке, рисованию и включают несколько хорошо освоенных физических упражнений динамического характера продолжительностью 2-3 мин.

Физкультурные праздники. Их назначение - демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени. Проводятся не реже 2-3 раз в год.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Разнообразная самостоятельная двигательная деятельность детей заключается в том, что они по своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, двигательная деятельность на детских площадках, оснащенных специальным оборудованием для физических упражнений и инвентарем, различные игры с друзьями и т.д.). Самостоятельная двигательная деятельность существенно расширяет двигательный опыт детей.

Задачи и содержание физкультурных занятий с детьми раннего возраста

Доступные файлы (1):

    Смотрите также:
  • Папка по Теории и методике физического воспитания ребенка (Документ)
  • Реферат - Физическое развитие и воспитание ребенка от 1 года до 3 лет (Реферат)
  • Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением (Документ)
  • Кириллова Е.В. Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой (Документ)
  • Воловик Н.И. Состояние развития координационных способностей детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения (Документ)
  • Физическое воспитание детей - дело всего педагогического коллектива (Документ)
  • Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии (Документ)
  • Курсовая работа - Оригами как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста (Курсовая)
  • Дуновски И. Воспитание детей в неполной семье (Документ)
  • Хусяинова Н.Ш. Диагностика физического развития, физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста (Документ)
  • Есипова Т.П., Кобякова Е.А., Мерковская А.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна раннего возраста (Документ)
  • Лобынько Л.В., Швецова Т.Ю. Современные подходы к процессу образования. Игры-занятия для детей раннего возраста (Документ)

4.1. Структура занятий

С детьми раннего дошкольного возраста (1 - 4 года) рекомендуется проводить занятия по физической культуре 2 раза в неделю (по 10 - 20 мин).

помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка (разница в возможностях детей, например, 2 и 3 лет очень большая, поэтому от совсем маленьких детей не следует ожидать одновременности выполнения и т.п.),

предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц плечевого пояса, спины, живота, ног, которые необходимо чередовать,

не заменять полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставить 23 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующих повторения (желательно повторить те упражнения, которые доставляют детям удовольствие),

предусматривать постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце занятия,

избегать длительного статического положения, ожидания,

методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями,

умело вызывать у ребенка положительные эмоции,

учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения.

Речь воспитателя во время занятий должна быть спокойной и выразительной, чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей. Игровые приемы, обращение к ребенку с называнием его имени, своевременная помощь и подбадривание активизируют, увлекают малыша, усиливают его стремление к самостоятельному выполнению движения.

4.2. Подбор физических упражнений и организация занятий

с детьми раннего возраста

Движения у детей дошкольного возраста имеют свои особенности и с возрастом изменяются по своим количественным и качественным показателям. Хорошо организованная работа по физическому воспитанию помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения.

Физическое воспитание на втором году жизни становится существенным фактором для развития ребенка. Физиологическое действие движений на организм заключается в том, что увеличивается приток крови к мышцам и тем самым улучшается транспортировка питательных веществ и кислорода к тканям. Повышается реактивность организма, улучшается обмен веществ. Обеспечивается более прочное соединение мышцы с костью, так как постоянные сокращения мышечных сухожилий стимулируют рост надкостницы, поэтому движения считаются биологическим стимулятором роста. Они оказывают рефлекторное влияние на функции всех систем и органов, в частности надпочечников, которые имеют важнейшее значение в обеспечении адаптационных реакций.

Несмотря на то, что ребенок много двигается самостоятельно, совершенствование качества движений не проходит без активного участия взрослого. Специальные занятия проводят утром, через 3035 минут после завтрака, когда ребенок выспался, поел и у него хорошее настроение. Одежда во время этих занятий должна быть облегченной трусы, майка, спортивные тапочки (можно заниматься и босиком, если малыш к этому привык).

Комплекс упражнений для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет

Ребенок на третьем году жизни чрезвычайно активен, старается действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий: ходит по шнуру, лазает и ползает под столом, стульями, прокатывает шарик, мяч, бросает мяч и бежит за ним).

Примерный подбор игр и упражнений для детей 2-3 лет.

Построим дорожку: Взрослый предлагает ребенку построить дорожку из 2-3 обручей (шнуров) и пройти по ней, перешагивая из обруча в обруч.

Малыши стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное многократно самостоятельно повторять движения и действия, при этом ощущая огромную радость.

Ранний возраст- это отрезок времени, в котором дети готовятся к поступлению в детское дошкольное учреждение. Одни дети начинают ходить в сад с 1 года-1,5 лет, другие идут в 3 года, но все это- дети раннего возраста. Поэтому я не могу в своей работе не затронуть темы адаптации детей к детскому саду.

Общие рекомендации и мероприятия по подготовке детей к поступлению в детское учреждение и организация периода адаптации для здоровых детей (I и II группы здоровья)

Особенности организации и методики проведения занятий с детьми раннего возраста

Обучение начинается буквально с первых дней жизни ребенка. Обучающие воздействия направлены на то, чтобы сформировать у младенца зрительное и слуховое сосредоточение (над кроваткой ребенка вешают большую легкую игрушку, привлекают его внимание с помощью звучащих игрушек типа колокольчика, погремушки и др.).

Основными задачами обучения детей первого года жизни являются:

- развитие сенсорики ребенка: формирование ощущения и восприятия (зрительного, слухового, тактильного), - развитие движений (перемещение в пространстве: переворачивание со спинки на живот и обратно, на бок, ползание, ходьба), - развитие предметных действий (узнавание некоторых предметов, действия с ними в соответствии со свойствами - закрывание, открывание, складывание, прокатывание и др.), - развитие речи (понимание речи взрослого, подражание речи, активное использование некоторых звуковых сочетаний, первых слов). В процессе решения этих задач под обучающим воздействием взрослых у детей необходимо сформировать умения узнавать предметы, понимать речь взрослого, активно использовать некоторые звуковые сочетания и первые слова.

На втором году жизни ребенка обучение принимает более целенаправленный характер, хотя задачи его остаются прежними. Занятия направлены на развитие ориентировки ребенка в окружающем мире и овладение речью. Дети учатся различать и называть предметы ближайшего окружения (мебель, игрушки, посуду, одежду), некоторых животных, части их тела, знакомятся с их действиями и словесными обозначениями (бегает, летает, прыгает, плавает и др.). Ребенка учат выделять некоторые признаки предметов (форма, величина, цвет). Сначала на занятиях используют предметы одной формы (шарики или кубики), но разного цвета, затем предметы разной формы, но одинакового цвета. К концу второго года жизни ребенок должен понимать слово цвет, знать и называть четыре цвета (красный, зеленый, желтый, синий). Весь процесс формирования представлений проходит в неразрывном единстве с овладением речью. Содержание обучения детей второго года жизни приобретает разностороннюю направленность. Оно обеспечивает первую ориентировку детей в окружающем мире, развитие его речи и формирование первоначальных познавательных и практических навыков и умений.

Важным дидактическим принципом является применение наглядности в сочетании со словом. Обучение детей раннего возрастадолжно носить наглядно-действенный характер На занятиях детям показывают действия с предметами, обучают действиям с дидактическими игрушками (собирание пирамидок, вкладывание одного предмета в другой, и др.). Обязательны занятия с сюжетными игрушками, в ходе которых ребенок овладевает игровыми действиями: кормит и укладывает куклу спать, катает машинку и др. Формированию орудийных действий (насыпать, зачерпывать, поить и др.) служат занятия с предметами (чашкой, ложкой, совком, лопаткой). Большое место отводится чтению коротких стихотворений, чтению и рассказыванию сказок, рассматриванию картин и картинок. Важным разделом обучения на этом этапе является музыкальное воспитание и развитие основных движений. На музыкальных занятиях детей учат слушать музыку, выполнять движения в такт музыке. На физкультурных занятиях осуществляется обучение детей основным движениям (ходьбе, ползанию, лазанию).

К занятиям с детьми раннего возраста предъявляются следующие требования:

планировать заранее и проводить ежедневно в каждый отрезок бодрствования,

продолжительность занятий зависит от сформированности у детей умений слушать взрослого, играть, действовать по его указанию.

занятия одного и того же содержания следует повторять несколько раз через небольшой интервал времени (5-6 дней), так как умения и знания закрепляются у детей постепенно,

необходимо создавать условия для отражения полученных на занятиях знаний и умений в самостоятельной деятельности ребенка (предлагать те же пособия, игрушки, предметы, которые использовались на занятии),

занимаясь с подгруппой, воспитатель должен чаще обращаться по имени к каждому ребенку, уделяя особое внимание пассивным, медленно развивающимся малышам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: