Задачи и содержание работы детей к обучению грамоте

Официальный сайт Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида 22 Ладушки г.Балаково Саратовской области

Группа Гости Приветствую Вас Гость

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Задачи и содержание образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте.

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей подготовительного периода в детском саду

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи обучения грамоте детей дошкольного возраста:

1) развитие слуховых функций. У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им по­,вторять (хлопками, отстукиванием) рит­,мический рисунок, сравнивать серии уда­,ров, предъявляемые последовательно. Та­,ким образом развивается и речевое, и нере­,чевое слуховое восприятие ребенка.

3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма.

4) двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом.

6) развитие устной речи с целью профилак­,тики нарушений чтения и письма предпола­,гает комплексную работу. Развивая речь ребенка, важно помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с дошкольниками. Подби­,рать задания для развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно, например: «,Приду­,май название действия на заданный звук», и т.п.

7)формиро­,вание осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить до­,школьников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (от­,бирать картинки, в названии которых име­,ется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к дру­,гим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в пред­,ложении и т.д.), произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.

8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-воле­,вой сферы.

9) формирование у дошкольников эмоцио­,нально положительного отношения к школе, адекватного отношения к своим способнос­,тям, результатам работы, поведению, т.е. са­,мосознания.

Содержание образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте:

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

  • Освоение чистого произношения сложных звуков,
  • упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов,
  • использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания),
  • автоматизация сложных для произношения звуков в речи.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:

  • В старшей группе дети осваивают умения:
  • делить на слоги двух-трехслоговые слова,
  • осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов
  • интонационно выделять звуки в слове,
  • различать гласные и согласные звуки,
  • определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова,
  • составлять предложения по живой модели,
  • определять количество и последовательность слов в предложении,
  • развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.
  • В подготовительной к школе группе дети осваивают умения:
  • определять количество и последовательность слов в предложении,
  • составлять предложения с заданным количеством слов,
  • ориентироваться на листе, при выполнении графических диктантов,
  • выполнения штриховки в разных направлениях, обводки,
  • чтения простых слов и фраз,
  • разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов,
  • освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа)
  • интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный, согласный твердый-мягкий),
  • составление схемы звукового состава слова,
  • выделение ударного гласного звука в слове.

Чем раньше ребенок овладевает грамо­,той, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положитель­,ных эмоций, реже возникают трудности!

Задачи и содержание работы детей к обучению грамоте

Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д. Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка грамматики и связанной с ней орфографии.

Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте

Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.

Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Е. И. Тихеева, Ю. И. Фаусек, Р. Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством А. П. Усовой и А. И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.

К началу 70-х гг. в программе осталась только подготовка к обучению грамоте. Вместе с тем все это время не прекращались исследования по разработке методики для дошкольников. Коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН (Л. Е. Журова, Н. С. Баренцева, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) была создана методика обучения чтению детей 5 6 лет на основе системы Д. Б. Эльконина.

Консультация Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте.

Курсы профессиональной переподготовки

Выдаем дипломы установленного образца

Заочное обучение - на сайте «Инфоурок»

(в дипломе форма обучения не указывается)

Начало обучения: 6 декабря

Лицензия на образовательную деятельность

(5201 выдана ООО «Инфоурок» 20.05.2018)

от 13 800  6 900 руб. / 300 часов

от 17 800  8 900 руб. / 600 часов

Получите наградные документы сразу с 38 конкурсов за один орг.взнос: Подробнее ->>

Скачать материал целиком можно бесплатно по ссылке внизу страницы.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад 29 городского округа города Райчихинска Амурской области

Консультация

«Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте»

Автор методики М.М. Алексеева

Разработала: Киселева И.Н.

Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.

Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Е. И. Тихеева, Ю. И. Фаусек, Р. Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством А. П. Усовой и А. И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.

К началу 70-х гг. в программе осталась только подготовка к обучению грамоте. Вместе с тем все это время не прекращались исследования по разработке методики для дошкольников. Коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН (Л. Е. Журова, Н. С. Баренцева, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) была создана методика обучения чтению детей 5 6 лет на основе системы Д. Б. Эльконина.

Исследования позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают (Н. С. Варенцова). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству (Н. В. Дурова).

Результаты этих исследований нашли отражение в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (М., 1984).

Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.

Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».

Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50 скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

  • 318
  • 18.05.2018

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Курсы профессиональной переподготовки

Выдаем дипломы установленного образца

Заочное обучение - на сайте «Инфоурок»

(в дипломе форма обучения не указывается)

Начало обучения: 6 декабря

Лицензия на образовательную деятельность

(5201 выдана ООО «Инфоурок» 20.05.2018)

от 13 800  6 900 руб. / 300 часов

от 17 800  8 900 руб. / 600 часов

Выберите квалификацию, которая должна быть указана в Вашем дипломе:

Получите наградные документы сразу с 38 конкурсов за один орг.взнос: Подробнее ->>

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.

Подготовка детей к обучению грамоте

«Ребенок должен научиться говорить прежде,

Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребенка.

Проблема готовности ребенка к школе и подготовки к обучению грамоте в государственных документах РФ.

«Наша главная цель сегодня обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России, тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в школе. На это направлены все усилия, все разрабатываемые законопроекты по поддержке семей, имеющих детей дошкольного возраста, все проекты, реализуемые в рамках федеральной целевой программы развития образования Департамента гос.политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ» (ж-л «Дошкольное воспитание» 8, 2007г.)

Значение методики Д.Б. Эльконина для современных технологий.

Дети, обучающиеся по методу Эльконина, не только овладевают навыком чтения, но и вводятся в звуковую действительность языка, что облегчает последующее усвоение грамматики и орфографию У детей воспитывается особая чувствительность к звучанию и написанию слов и поэтому дети избавлены от ошибок первоклассников (пропуск букв, перестановка букв),

На всех этапах обучения у детей формируются умственные действия,

Обучения по методике Эльконина позволяет всем учащимся с равным успехом переходить с одной ступени на другую, не застревая на этапе слогового чтения. Т.е. по системе Эльконина дети быстрее постигают принцип слияния букв.

У детей формируется интерес к языку и его законам

Большой вклад в разработку методики подготовки детей к освоению грамоты внесли Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, В.Г. Горецкий (звуко-слоговый метод), Г.М. Тумакова ( звуковая сторона слова ), А.И. Максаков, Н.П. Иванова и др.

Анализ технологий работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте, отраженных в разных программах и УМК.

Занятия по подготовке детей к освоению грамоты должны идти в определенной системе и представлять аналитическую цепочку: речь предложение слово слог звук.

Во 2 полугодии детей учат одновременно с развитием умения составлять разные предложения детей учат анализировать их состав. Большое место занимает ознакомление со слоговым строением слова. Для этого предлагается использовать игру « закончи слова», «Добавь часть к слогу», «Предметы вокруг нас, « «Кто быстрее украсит елку игрушками в названии которых два(три) слога», «Почтальон принес письмо». Детей учат определять количество звуков в словах и из последовательность.

Учить детей развивать фонематического слуха, подготовка к звуковому анализу слов

Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность.

Министерством образования и науки Российской Федерации в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательной.

В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько. Обучение грамоте. Руководитель проекта А. А. Плешаков. М: Просвещение, 2008 г

Использование современных образовательных технологий в процессе работы по подготовке детей с тяжелыми речевыми нарушениями к овладению.

Дети с нарушениями речи при обучении чтению с трудом овладевают слиянием букв, медленно читают, допускают большое количество ошибок.

Кпк: «Современные педагогические технологии развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка- дошкольника»

Сущность работы по подготовке детей к обучению грамоте, её значение, задачи работы.

Сущность подготовки к обучению грамоте основой для обучения грамоте является общеречевое развитие и формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий)

Показатели определенного уровня относительности речи и готовности к обучению грамоте:

1. Умение сосредотачивать свое внимание на вербальной задаче

2. Преднамерно и произвольно строить свое высказывание

3. Выбирать наиболее подходящее языковое средство, для выполнения вербальной задачи

4. Размышлять о возможных вариантах ее решения

5. Оценивать выполнение вербальной задачи

Развитие фонетического слуха и формирование широкой ориентировки в языковой действительности, умении звукового анализа и синтеза, развитие осознанного отношения к языку и речи составляют сущность подготовки детей к обучению грамоте.

Задачи и содержание подготовки к изучению грамоте:

В результате исследований Выготского, Эльконина в современной программе подготовка к обучению грамоте начинается с предварительной работы со 2 младшей группы формируется умение вслушиваться в звучание слов, знакомится с терминов «слово и звук» В средней группе знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, исходно, что звуки в слове произносятся последовательно. Обращают внимание на длительность звучания слов.

Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте.

Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.

Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.

Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.

Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.

Сайт воспитателя МБДОУ Ласточка Ирины Михайловны Няурене

Меню сайта

Авторизуйтесь с помощью социальных сетей:

Или авторизуйтесь с помощью формы сайта:

Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте

В пособии на основе большого практического опыта работы анализа современных образовательных программ и методической литературы сделана попытка определить содержание и объем работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста без речевой патологии к обучению грамоте в ДОУ. Пособие состоит из трех частей: в первой дается теоретическое обоснование решения проблемы, раскрываются основные направления работы и содержатся методические рекомендации по организации педагогического процесса в ДОУ, во второй и третьей представлены система занятий по подготовке детей к обучению грамоте, рассчитанная на два года, а также литературный и дидактический материал. Издание предназначено педагогам ДОУ, студентам высших и средних педагогических заведений, а также родителям дошкольников.

В пособии на основе большого практического опыта работы анализа современных образовательных программ и методической литературы сделана попытка определить содержание и объем работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста без речевой патологии к обучению грамоте в ДОУ. Пособие состоит из трех частей: в первой дается теоретическое обоснование решения проблемы, раскрываются основные направления работы и содержатся методические рекомендации по организации педагогического процесса в ДОУ, во второй и третьей представлены система занятий по подготовке детей к обучению грамоте, рассчитанная на два года, а также литературный и дидактический материал. Издание предназначено педагогам ДОУ, студентам высших и средних педагогических заведений, а также родителям дошкольников.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: